Введение в заблуждение покупателя при покупке товаров в рассрочку.Рассрочка она же кредит.

     

Сегодня основная масса рекламных плакатов, газет, роликов по телевидению и по радио сообщает о скидках, распродажах, и более того - о беспроцентных рассрочках и кредитах. Конечно же, к праздникам количество данной рекламы только увеличивается. Манипулирование доверием происходит давно, но приобретает с каждым годом все больший размах.

            Так в ходе рассмотрения заявления гражданки г. Костромы о нарушении, в том числе компанией «Ваши окна», требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» Костромским УФАС России было установлено, что из текста рекламы данной компании следует, что при заказе изделий ПВХ в компании «Ваши окна» ООО ИКБ «Совкомбанк» предоставляет потребителю беспроцентную рассрочку на 6 месяцев без предоплаты.

            Согласно положений Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности», ст. 819 Гражданского кодекса РФ кредитная организация, в том числе ООО ИКБ «Совкомбанк», не может предоставить рассрочку платежа, т.к. рассрочка  — это способ оплаты товаров и услуг, при котором платеж производится не в разовом порядке, не в полной сумме, а по частям. Такая форма наиболее распространена при продаже розничных товаров в кредит. При рассрочке платежа ПРОДАВЕЦ становится кредитором (а не БАНК), а покупатель-заемщиком (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).

 

            Таким образом, по результатам рассмотрения возбужденного в отношении компании «Ваши окна» Костромское УФАС России установило, что:

  1. рекламируемую рассрочку (0% предоплата, 0% переплата, 6 месяцев) потребителю предоставляет кредитная организация ООО ИКБ «Совкомбанк» путем предоставления кредита,
  2. потребитель заключает с ООО ИКБ «Совкомбанк» договор о потребительском кредитовании, процентная ставка по которому составляет 17,84% годовых, срок кредита по которому составляет 6 месяцев;
  3. при нарушении срока возврата кредита (части кредита) предусмотрена неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по возврату суммы кредита, за каждый календарный день просрочки;
  4. при нарушении срока уплаты начисленных процентов за пользование кредитом предусмотрена неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по уплате процентов за каждый календарный день просрочки.

При этом используемое в рекламе предложение «0% переплата» подразумевает освобождение потребителя переплата от первоначальной стоимости товара/услуги, при предоставлении торгово-сервисным предприятием (компанией «Ваши окна») скидки клиенту.

            Также в рассматриваемом случае рекламодателем использовался такой визуальный прием, как неодинаковый размер шрифта размещаемой информации.

            Так, в рекламе крупным шрифтом, читаемым без дополнительно предпринимаемых усилий, сообщается информация «Рассрочка: 0% предоплата, 0% переплата, 6 месяцев».

                        В нижней части рекламного модуля (рекламы) мелким шрифтом, читаемым с дополнительно предпринимаемыми усилиями, отражена информация «Рассрочка от ООО ИКБ «Совкомбанк» Ген. Лицензия Банка России №963 от 15.03.2004 г. Полная сумма, подлежащая выплате по кредиту, не превышает стоимости товара, указанной на ценнике. Условия действительны при заключении договора на 6 месяцев».

 

            На основании вышеизложенного, рассматриваемая реклама признана Костромским УФАС России ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

            29.05.2013 г. Арбитражный суд Костромской области решение Костромского УФАС России по данному делу поддержал, оставил в силе.

                       

            Костромское УФАС России обращает внимание потребителей на необходимость ознакомления с текстами рекламных сообщений, содержащих знаменитый ЗНАК – «*» и мелкий текст.

                Там будет САМАЯ важная информация! Возможно в ней Вы все же увидите правду, что беспроцентная рассрочка - это потребительский кредит.

Справочно:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

    ФЗ"О рекламе"     Статья 28. Реклама финансовых услуг

Статья 5. Общие требования к рекламе

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Статья 28. Реклама финансовых услуг

2. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна:

2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

3. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.                                                                                                                                                                        

КоАП РФ Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.