Как все начиналось: в преддверии 25-летия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области

В марте 2017 года исполнится 25 лет реализации на костромской земле национальной антимонопольной политики.
С первых дней, такой непростой, новой деятельности, в условиях сложного перехода от плановой экономики к рыночной, управление занимало позицию максимальной открытости для средств массовой информации и информирования граждан и представителей бизнеса о целях и задачах антимонопольного законодательства.
Так, 10 сентября 1992 года на страницах газеты «Северная правда» во втором номере рубрики «Формула рынка» была опубликована информация о заключении межведомственного соглашения «О взаимодействии антимонопольных органов и комитетов по управлению имуществом в процессе акционирования и приватизации государственных предприятий».
«Осуществляя политику радикальных экономических реформ и демонополизации производства, территориальные управления ГКАП России и соответствующие комитеты по управлению имуществом должны не допускать создания акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, в состав которых входят государственные (муниципальные) предприятия, за исключением случаев приведения их организационно-правовой формы в соответствие со статьями 11 и 12 Закона Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
Не допускается также создание предприятий в любой организационно - правовой форме объединениями государственных (муниципальных) предприятий, а также органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, за исключением комитетов по управлению имуществом я фондов имущества. Любые объяснения указанных органов об их особенностях, с целью получить для себя исключение, во внимание приниматься не должны» - говорилось в документе федеральными органами власти.
Так начинались первые шаги по проведению политики демонополизации. Для возникновения новых предприятий и субъектов хозяйственной инициативы требовались меры по открытому механизму распоряжения государственным имуществом.
И сегодня в Законе о защите конкуренции требования о распоряжении государственным и муниципальным имуществом, публичном характере и порядке проведения таких процедур направлены на защиту прав предпринимателей, равные права и открытость органов власти.
Ежегодно, управление пресекает от 3 до 5 фактов нарушения требований антимонопольного законодательства по распоряжению государственным или муниципальным имущество. Однако это в разы ниже, чем в 2008-2009 годах, когда в Закон о защите конкуренции включили нормы статьи 17.1.

Справочно:
Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
Часть 1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:…
Часть 3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Пресс-служба Костромского УФАС России