«Обязательная» добровольная страховка: в преддверии 25-летия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области

В марте 2017 года исполнится 25 лет реализации на Костромской земле антимонопольной политики.
Монополисты на транспорте могут ограничивать конкуренцию на другом рынке. В августе 1998 года газета «Костромская неделя» рассказала костромичам в статье «Счастливого пути» о навязывании необязательного страхования автовокзалом своим пассажирам.
Пресс-секретарь управления Евгений Ремизов так описывает ситуацию: «У Костромского государственного предприятия по обслуживанию пассажиров автобусными перевозками (КГТЮПАЛ) заключён договор с костромским филиалом страховой компании «ТЭСТ- ЖАСО» о предоставлении тем гражданам, которые совершают поездки на междугородных автобусах, такой важной услуги, как добровольное страхование. Это означает, что с момента объявления посадки, в пути следования и до момента оставления вокзала в пункте назначения вы застрахованы от несчастья, которое может с вами произойти в это время. Наверное, имея полис о страховании, спокойнее себя чувствуешь в путешествии.
Однако кассиры автовокзала, нередко не предупреждая граждан и, кстати, в нарушение одного из условий договора с фирмой «ТЭСТ-ЖАСО», не всегда соблюдали этот принцип добровольности.
По заявлениям пассажиров в антимонопольном управлении против КГПОПАЛ было возбуждено дело о нарушении потребительского законодательства. Комиссия антимонопольного управления на своём заседании признала факт нарушения и обязала предприятие провести необходимые мероприятия с целью безусловного соблюдения прав потребителей при реализации полисов по добровольному страхованию».
Пока в Костромской области подобные нарушения с тех пор не выявлялись.
Но у коллег подобные факты еще встречаются. Так, 30 июля 2012 года Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отменил судебные акты Арбитражных судов трех инстанций и подтвердил законность решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ростовской области (Ростовское УФАС) о признании ОАО «РЖД» нарушившим антимонопольное законодательство путем навязывания пассажирам услуг добровольного страхования от несчастных случаев при покупке железнодорожных билетов.
В 2010 года ОАО «РЖД» признано нарушившим ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Билетные кассиры ОАО «РЖД», являясь страховыми агентами ОАО «Страховой общество «ЖАСО», оформляли страховые полисы одновременно при продаже билетов без получения на это согласия со стороны покупателей.

Справочно:

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)


Пресс-служба Костромского УФАС России