Олег Ревельцев: Перекос надо наказывать жестко.

Свобода конкуренции и защита предпринимательства - так формулирует свою главную цель антимонопольная служба. Но в последнее время эта служба чаще обращает внимание и на интересы простых граждан. Сегодняшний гость нашей постоянной рубрики «Полит среда» - руководитель Костромского УФАС России Олег Ревельцев.

 

- Антимонопольная служба молодая - буквально на днях ей исполнился всего двадцать один год. Что удалось Костромскому УФАС за это время и что не получилось?
- По большому счету, удалось то, что закон о защите конкуренции теперь читают. Раньше у тех же органов власти не было понимания, что такое конкуренция. Была позиция: бизнес нам должен. Теперь есть понимание, что и для бизнеса надо что-то делать - нам же нужны инвестиции, и не только внешние, но и внутренние.
- Вы сами как-то сказали, что нет однозначного ответа на вопрос: конкуренция - это хорошо или нет?
- Экономика у нас рыночная. Единственный инструмент регулирования - конкуренция. Всегда должны быть условия для того, чтобы любое предприятие вошло на рынок. И государство не должно заниматься регулированием рынка больше того, чем это необходимо. Пришло на рынок предприятие с обоснованным ценообразованием. Работает. Потребители видят, что продукция или услуга у него дешевле, качественнее. Неужели они пойдут покупать туда, где дороже? Нет. Соответственно и конкуренты будут изменять структуру затрат.
- Хорошо, вернемся к удачам.
- Если говорить о конкретных делах, с нашей помощью решился вопрос с отменой региональных алкогольных марок. В 1990-х нам удалось демонополизировать рынок фармацевтических лекарственных средств. После перехода от советской плановой экономики к рыночной в регионе по сути был один субъект, которому принадлежали все аптечные учреждения. Сегодня Кострома занимает если не лидирующее место по уровню концентрации капитала на рынке фармацевтических продаж, то входит в группу городов, где ситуация с конкуренцией благополучная. У покупателя есть возможность реализовать свое право выбора - пойти туда, где цена и качество устраивают. При этом удалось отстоять самостоятельность местных, костромских, сетей - не было большого притока из других регионов. Аналогичные действия антимонопольный орган предпринял по рынку связи. На сегодня есть условия, при которых конкуренция здесь все больше и больше возможна. Даже если мы начинаем сравнивать сотовых и проводных операторов.
- Но это Кострома. В районах ситуация другая и по лекарствам, и по связи.
- Там нет незаконных административных барьеров по входу на рынок. Другое дело, что есть барьеры экономические. Надо провести линии связи, получить право доступа к «последней миле». По аптекам другая проблема - доходная база, которую может получить предприниматель, сокращается с уменьшением количества населения. Если говорить о последних делах, приятно, что нам удается косвенно отстаивать права граждан в сфере ЖКХ. С 2004 года мы не контролируем законодательство в сфере защиты прав потребителей. Но эти же решения могут быть полезны и бизнесу, у которого аналогичная природа договорных отношений по поставке ресурсов. Не должна ресурсоснабжающая организация «играть своими мускулами». Правила игры устанавливает закон.
- Если смотреть на итоги 2012 года, заметно, что значительная часть нарушений антимонопольного законодательства относится как раз к сфере ЖКХ. Чем это вызвано?
- В основном дела в коммунальной сфере начинались с прекращения поставки ресурсов из-за долгов. Типичный пример - Судиславский район. Поставкой воды здесь занимается жилищно-коммунальное предприятие. Чтобы скважина работала, должен работать насос, который питается от электричества. Предприятие за электричество задолжало. Сбытовая компания его отключила, и жители в жару остались без воды. Абсурд: человек платит за воду, а ее нет. Мы пришли к выводу, что это злоупотребление правом. Прокуратура нас поддержала. Уже есть судебная практика. Так что надо иметь в виду: если будут отключения - правонарушителей ждет наказание.
- Еще один вопрос, который вы поднимали, - рынок автомобильного бензина и доминирование ОАО «ТНК-Ярославль». Как насчет него?
- Процесс непростой и еще не один год продлится. Потому что у нас нет конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов. Северо-восток области практически полностью монополизирован. Не изменится ситуация на оптовом рынке - на розничном тоже не изменится. Надо отработать схемы дешевой поставки нефтепродуктов в область. Логистика влияет: чем дальше везешь - тем дороже. Ярославль, как известно, к нам ближе всего.
- Скажите, а сколько дел УФАС проигрывает?
- Два-три дела в год из пятидесяти в суде проигрываем. Назовем это кладбищем неудавшихся идей. Это не значит, что мы сделали ошибочный вывод. Нет, мы не смогли доказать свою правоту в суде. Свежий пример, из которого понятно, как поступают многие ресурсоснабжающие организации. В Костроме случилась авария на водопроводных сетях, бесхозяйных. Поставщик отключил воду и сказал жителям: ремонтируйте за свой счет. Почему гражданин, оплачивая услугу, должен ремонтировать сети за свой счет? Есть предприятие, которое заключило с жителями договор и взяло на себя обязательства. Другой вопрос, что в договоре не очень точно прописано, кто за что отвечает. Наш суд позицию управления поддержал, а апелляционный не согласился. Будем подавать кассацию. Потому что за решением стоит определенная модель поведения на будущее: будут ли и дальше ресурсоснабжающие организации поступать таким же образом?
- В прошлом году нарушений вы выявили на 20 с лишним процентов больше, чем в 2011 году. С чем это связано? Растет число заявлений от бизнеса и граждан? Или управление стало работать активнее?
- И само управление больше выявило, и количество заявлений выросло. Возможно, люди и бизнес стали больше доверять власти. Когда мы начинали работать, по нашей инициативе выявляли 90 процентов нарушений. Сейчас - 30 процентов. Остальное - по заявлениям. И что еще радует: количество грамотных и обоснованных заявлений растет.
- В последнее время выросло количество жалоб участников на размещение заказов.
- 94-й Федеральный закон «О размещении заказов» все ругают (я бы тоже из него исключил кое-какие вещи). Но в определенный период - в 2007-2009 годах - он дал малому и среднему бизнесу глоток воздуха. Многие получили средства государства, субъекта, муниципальных образований. И многие при этом сделали свою работу добросовестно. Крупных нарушений удалось избежать. Сейчас жалуются в основном, когда прослеживаются попытки купить то, что производит конкретный производитель.
- Давайте поговорим еще о рекламе. Большая часть нарушений приходится на рынок финансовых услуг. Это реклама кредитов в основном?
- Кредитов, в меньшей степени депозитов. Например, в наружной рекламе банк рекламирует кредит и привлекает внимание только к выигрышному условию - проценту годовых. Мы отстояли в суде позицию (хотя не удалось наказать нарушителя): банк должен не формально соблюсти требование закона раскрывать всю информацию. Скажем, крупно написано: 8 процентов годовых. Если условия по кредиту меняют конечную цифру, это, мы считаем, должно доноситься до потребителя одновременно. Сегодня в производстве находится несколько таких дел. Второй момент — в рекламе должна быть написана организационно-правовая форма лица, которое оказывает финансовую услугу. Например, одно из ООО дало рекламу: примем деньги под проценты. Это не депозит — здесь нет такой же гарантии. Не указал форму — значит, не дал человеку возможности убедиться, что это банк.
- Насколько я знаю, в нарушителях законодательства о рекламе часто оказываются медицинские центры.
- Да, это еще один «хит». Например, реклама содержала перечень медицинских услуг, а лицензии на один из видов не имелось. Или была такая реклама эпиляции: «Волосы пропадут навсегда». Не пропали. Не написали бы в рекламе слово «навсегда», вопросов бы не было. Вообще, к такой рекламе есть простое требование: написать, что есть противопоказания и необходимо проконсультироваться с врачом. Не обладая специальными знаниями, человек не может и не обязан знать, не опасно ли это для его здоровья. Поэтому и надо лишний раз напомнить: проконсультируйся. Хотим или нет — реклама на нас влияет. А грамотная реклама — это очень мощное оружие. Поэтому любой перекос надо наказывать жестко.