Костромское УФАС подвело итоги работы за прошедшие 9 месяцев 2022 года

В Костроме состоялась пресс-конференция с руководителем Костромского УФАС России Мурсалом Исмаиловым.

Среди спикеров – заместители руководителя управления Олег Ревельцев и Олег Малов.

Они рассказали редакции СМИ44 об основных показателях работы, а также тенденциях в сфере антимонопольного регулирования и значимых делах службы. За прошедшие 9 месяцев 2022 года УФАС рассмотрело 88 жалоб дел о нарушениях антимонопольного законодательства, а также законодательства в сфере закупок, торговли и рекламы. Это почти на 35% меньше, чем в первом полугодии 2021 года. Из-за нарушения форм подачи возвращено 7 жалоб – в 2021 году было направлено назад 17 жалоб. Отозваны 2 жалобы против прошлогодних 9.

Заместитель руководителя отметил, что даже при отмене специалисты проводят внеплановую проверку. В ведомстве падение объясняют реформой законодательства о контрактной системе, предполагающей предварительную аккредитацию потенциальных участников закупки на электронных площадках, что даёт им в последующем право обжаловать действия бездействие заказчиков. Из рассмотренных жалоб 42 признаны обоснованными (годом ранее 87) – общая доля 53%, необоснованных 37 (79) соответственно. Компании, которые внесли в «чёрный список», попадают в реестр недобросовестных поставщиков. Он нужен для того, чтобы у заказчика была возможность исключить в случае невыполнения требований госконтракта юрлиц на период до 2 лет из публичного оборота. В 2022 году рассмотрено 73 обращения о включении в РНП, из которых 28 включили. Наиболее частые нарушения: несоблюдение условий оплаты контракта, субъективные требования к предмету закупки, несогласие заказчика с требованиями ГОСТа и другие. Олег Ревельцев, заместитель руководителя управления: Запомнился один из таких примеров. В регионе действует национальный проект по обустройству жилых домов. Так, в посёлке Судиславль благоустройство дворов выполняла фирма «Медиаплан». Внезапно, после выполнения части работ, она пропала. Сроки на исходе, а рабочие так и не поставили бордюры, не вывезли строительный мусор, зима на носу. На нашу комиссию компания не вышла, представителя не направила, мотивы, почему не выполнены работы, нам не сообщили. Поэтому абсолютно справедливо внести её в реестр недобросовестных поставщиков, а также выписать штраф. В прошедший период 2022 года дел об административных правонарушениях УФАС возбудил больше, чем в прошлом году – 121 против 116. Общая сумма наложенных штрафов свыше 1,5 млн рублей, за 2021 год было 1,36 млн, в 2020 – 1,73 млн рублей. Оплачено уже 945 тысяч рублей. Олег Ревельцев, заместитель руководителя управления: Интересное обращение в этом году попалось по оказанию навигационных услуг. Нарушения одно и то же у двух заказчиков – «Костромаавтодора» и Департамента транспорта. Победитель закупки должен был обратиться к региональному оператору навигационных услуг. Но для этого нужен отдельный договор. Заказчик не написал, на каких условиях это должно происходить. Получилось так, что в контракте задействовано третье лицо – это недопустимо. Поэтому по обращению мы в одном случае аннулировали закупку, в другом – выдали предписание о внесении изменений. Оба решения находятся в стадии судебного обжалования.

Заместитель руководителя Олег Малов отметил, что наиболее частые нарушения в Костромской области выявляются в сфере техприсоединения к сетям энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газа. Львиная доля выпадает на энергетику – чаще всего нарушают сроки рассмотрения заявок на техприсоединения. В этом случае организациям грозит штраф от 600 тысяч до 1 млн. рублей. Также поступают жалобы по догазификации – например, нарушение правил 1547. Региональному оператору выписали штраф. В надзоре на субъекты естественных монополий наложено штрафов более 11 млн рублей. Выявили нарушения и в других сферах деятельности. Руководитель УФАС Мурсал Исмаилов приводит пример одного из интересных дел: Сегодня Галичу и Галичскому фанерному комбинату (ГФК) регион уделяет немало внимания как якорному резиденту территории опережающего экономического развития. Но, даже с учётом особого статуса и инвестиций, предусмотренный законодателем «принцип одного окна» с предприятием на сработал. Так при заявке комбината на подключение к электросетям (инфраструктуре сетевой компании) ГФК не удалось подключиться по выше названой упрощённой схеме «одного окна», сетевая и сбытовая компании ссылались друг на друга, «заволокитили» процедуру. Договориться удалось только после обращения комбината в УФАС. Заявка комбината была удовлетворена, а сетевая и сбытовая компания привлечены к административной ответственности.

Помимо статистики и рядовых случаев, обсудили и другие важные вопросы. В проводимом мониторинге Костромским УФАС России не было установлено нарушений антимонопольного законодательства при реализации товаров, продуктов, в том числе медицинских изделий. Отмечено, что в управление поступило заявление о необоснованно высокой цене на перевязочный пакет, производитель которого находится на территории Мантуровского района. Однако после проверки информации указанные обстоятельства не подтвердились: цена у производителя не изменялась. Оказалось, что здесь орудуют единичные перекупщики (часто физические лица), которые разгоняют цены перепродажи на интернет-ресурсах в несколько раз.

На сегодняшний день в сфере транспортного обслуживания населения фактов ограничения конкуренции нет, отмечает Костромское УФАС России. Жалоб от перевозчиков не поступало. Также антимонопольный орган отмечает, что понятие количество перевозчиков на рынке не всегда тождественно понятию качества оказываемых услуг. Существуют примеры других регионов, где количество перевозчиков меньше, чем в Костроме, но качество услуг лучше. А есть наоборот. Заказчик должен чётко формулировать потребности населения в транспортных услугах и контролировать качество их оказания.

Инициативу региональных властей по обеспечению продуктами местных производителей социальные учреждения региона нужно оценивать всесторонне, поясняет руководитель Костромского УФАС. Субсидирование оказывает существенную поддержку предпринимателей региона, что может способствовать не только развитию и укрупнению масштабов деятельности тех, что функционируют на рынке, но и создаёт условия для появления новых предпринимателей – новых игроков рынка. Таким образом, ответ на вопрос ущемляет это конкуренцию или способствует её развитию можно дать чуть позже, по истечении некоторого времени. Жалоб от предпринимателей на ограничение их возможностей поставки продуктов питания в социальные учреждения региона не поступало. Хочется отметить, что Костромская область в этом не уникальна: аналогичный подход к мотивированию местных производителей продуктов питания участвовать в обеспечении учреждений региона своей продукцией реализовывают и в других субъектах.