Решение по делу № 04-61/980 от 15.11.2011 года в отношении Администрации Островского муниципального района КО

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-61/980
Дата публикации: 23 ноября 2011, 01:00

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 04-61/980 о нарушении антимонопольного законодательства
(извлечение)

23 ноября 2011 г.                                                                                                   г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – комиссия, Костромское УФАС России) в составе:
председатель комиссии: Ниденс В.А., заместитель руководителя Костромского УФАС России – начальник отдела контроля органов власти;
члены комиссии:
Магомеднабиев Т.М., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
Дунаев И.В., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
Торопова Е.В., государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России,
в отсутствие представителей ответчика,
рассмотрев дело № 04-61/980 по признакам нарушения Администрацией Островского муниципального района Костромской области (Костромская область, п. Островское, ул. Советская, 56) (далее – Администрация) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
В соответствии с приказом Костромского УФАС России от 20.06.2011 № 83, инспекцией Костромского УФАС России была проведена проверка в отношении Администрации на предмет соблюдения требований статей 15-21 Закона о защите конкуренции за период с 01.01.2010 по 31.03.2011.
По результатам проведенной проверки был составлен Акт от 04.07.2011 № 18/172, который направлен в Администрацию с сопроводительным письмом. В свою очередь, Администрацией был представлен протокол разногласий к акту проверки.
В ходе проведения проверки было установлено, что в целях организации транспортного обслуживания населения на территории Островского муниципального района Костромской области было принято постановление Администрации от 20.04.2010 № 458 «Об обеспечении осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам муниципального сообщения в Островском муниципальном районе». В соответствии с указанным постановлением, был утвержден Порядок подачи заявления о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам муниципального сообщения в Островском муниципальном районе (далее – Порядок подачи заявления).
            Установлено, что отдельные положения Порядка подачи заявления содержат не предусмотренные действующим законодательством требования к хозяйствующим субъектам, намеревающимся заключить с Администрацией договоры на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам муниципального сообщения в Островском муниципальном районе (далее – Договор). Так, например, излишними требованиями (административными барьерами) являются требования Администрации о представлении хозяйствующими субъектами вместе с заявлением о заключении Договора следующих документов (пункт 4 Порядка подачи заявления):
            - копии лицензии на право проведения предрейсового медицинского осмотра водителей или договора с юридическим или физическим лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности (подпункт 12);
            - справки из Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области о наличии или отсутствии нарушений условий лицензирования за календарный год, предшествующий дню опубликования предложения о заключении Договора (подпункт 14);
            - справки из Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Костромской области о наличии или отсутствии нарушений правил дорожного движения и совершенных дорожно-транспортных происшествий водительским составом за год, предшествующий дню опубликования предложения о заключении Договора (подпункт 15);
            - расчета прогнозных финансово-экономических показателей деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя на период заключения Договора по форме согласно приложению № 3 к Порядку подачи заявления (подпункт 16);
            - копии документов об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год (подпункт 17).
            Согласно пункту 8 Порядка подачи заявления решение об отказе в заключении Договора принимается в случае:
            1) предоставления не всех документов, указанных в пункте 4 Порядка подачи заявления;
            2) предоставления документов, содержащих недостоверные сведения, или документов, не соответствующих требованиям Порядка подачи заявления.
            Таким образом, хозяйствующие субъекты, не предоставившие Администрации документы, перечисленные в подпунктах 12, 14-17 пункта 4 Порядка подачи заявления, либо один из этих документов, не могут претендовать на заключение Договора, что создает не предусмотренные законом препятствия для входа их на рынок пассажирских перевозок в Островском муниципальном районе и ведет к ограничению конкуренции на данном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В частности, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 8 статьи 10 Закона Костромской области от 18.11.2009 № 539-4-ЗКО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Костромской области» (далее – Закон № 539-4-ЗКО) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие соответствующую лицензию, владеющие маршрутными транспортными средствами либо предоставившие соответствующие документы, подтверждающие возможность приобретения и использования на праве собственности либо ином законном праве маршрутных транспортных средств, имеют право подать заявление о заключении Договора в соответствии с положениями настоящей статьи и в порядке, установленном соответственно администрацией Костромской области, органами местного самоуправления.
            Каких-либо иных требований к хозяйствующим субъектам, намеревающимся заключить Договор, в том числе к их финансовому положению, наличию нарушений условий лицензирования, правил дорожного движения Закон № 539-4-ЗКО не содержит. Следовательно, установление таких требований является необоснованным препятствованием в осуществлении хозяйственной деятельности, что может повлечь ограничение конкуренции на рынке пассажирских перевозок в Островском муниципальном районе.
            Для примера: у хозяйствующего субъекта отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, однако, им не представлен соответствующий подтверждающий документ из налогового органа. В этом случае Администрация правомерно может отказать ему в заключении Договора, сославшись на отсутствие данного подтверждения.
            Таким образом, отдельные положения муниципального правового акта Администрации (Порядка подачи заявления) противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с установлением необоснованных требований к хозяйствующим субъектам, что может привести к ограничению конкуренции.
На заседании Комиссии 08.11.2011 присутствовала представитель Администрации – главный специалист-юрист Черепенина С.В. (по доверенности от 07.11.2011 № 52). Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 15.11.2011 до 15-00 часов, о чем Черепенина С.В. была уведомлена под роспись. После перерыва рассмотрение дела Комиссией было продолжено (принято решение по делу) в отсутствие представителей Администрации, в связи с их неявкой.
В ходе рассмотрения дела Администрация представила пояснения по существу вменяемого ей нарушения, из которых следует, что Администрация приняла постановление от 11.10.2011 № 1082-1, в соответствии с которым подпункт 12 пункта 4 Порядка подачи заявления был признан утратившим силу. Также Администрация пояснила, что подпункты 14 и 15 пункта 4 Порядка подачи заявления были признаны утратившими силу на основании постановления Администрации от 28.06.2011 № 702. Подпункты 16 и 17 пункта 4 Порядка подачи заявления были признаны утратившими силу на основании постановления Администрации от 27.07.2011 № 811.
Таким образом, на момент рассмотрения дела все нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части необоснованных требований к хозяйствующим субъектам, установленных в Порядке подачи заявления, были устранены. Кроме того, положения подпунктов 14, 15, 16, 17 пункта 4 Порядка подачи заявления, нарушающие антимонопольное законодательство, были признаны Администрацией утратившими силу еще до возбуждения настоящего дела, а подпункт 12 пункта 4 Порядка подачи заявления – после его возбуждения.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в установлении в подпункте 12 пункта 4 Порядка подачи заявления незаконного требования к хозяйствующим субъектам, намеревающимся заключить с Администрацией Договоры, о представлении копии лицензии на право проведения предрейсового медицинского осмотра водителей или договора с юридическим или физическим лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Вместе с тем, поскольку указанное нарушение было устранено в ходе рассмотрения дела, то в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия обязана прекратить рассмотрение дела в отношении Администрации. Основания для выдачи предписания отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

                РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в установлении в подпункте 12 пункта 4 Порядка подачи заявления незаконного требования к хозяйствующим субъектам, намеревающимся заключить с Администрацией Договоры, о представлении копии лицензии на право проведения предрейсового медицинского осмотра водителей или договора с юридическим или физическим лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела прекратить.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица органа местного самоуправления, допустившего указанное нарушение антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии                                                             В.А. Ниденс

Члены Комиссии:                                                                         Т.М. Магомеднабиев
                                                                                                           
И.В. Дунаев

Е.В. Торопова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6345 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-61/980 от 15.11.2011 года в отношении Администрации Островского муниципального района КО [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6345 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323688780 [changed] => 1370519998 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519998 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 04-61/980 о нарушении антимонопольного законодательства
(извлечение)

23 ноября 2011 г.                                                                                                   г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – комиссия, Костромское УФАС России) в составе:
председатель комиссии: Ниденс В.А., заместитель руководителя Костромского УФАС России – начальник отдела контроля органов власти;
члены комиссии:
Магомеднабиев Т.М., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
Дунаев И.В., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
Торопова Е.В., государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России,
в отсутствие представителей ответчика,
рассмотрев дело № 04-61/980 по признакам нарушения Администрацией Островского муниципального района Костромской области (Костромская область, п. Островское, ул. Советская, 56) (далее – Администрация) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
В соответствии с приказом Костромского УФАС России от 20.06.2011 № 83, инспекцией Костромского УФАС России была проведена проверка в отношении Администрации на предмет соблюдения требований статей 15-21 Закона о защите конкуренции за период с 01.01.2010 по 31.03.2011.
По результатам проведенной проверки был составлен Акт от 04.07.2011 № 18/172, который направлен в Администрацию с сопроводительным письмом. В свою очередь, Администрацией был представлен протокол разногласий к акту проверки.
В ходе проведения проверки было установлено, что в целях организации транспортного обслуживания населения на территории Островского муниципального района Костромской области было принято постановление Администрации от 20.04.2010 № 458 «Об обеспечении осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам муниципального сообщения в Островском муниципальном районе». В соответствии с указанным постановлением, был утвержден Порядок подачи заявления о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам муниципального сообщения в Островском муниципальном районе (далее – Порядок подачи заявления).
            Установлено, что отдельные положения Порядка подачи заявления содержат не предусмотренные действующим законодательством требования к хозяйствующим субъектам, намеревающимся заключить с Администрацией договоры на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам муниципального сообщения в Островском муниципальном районе (далее – Договор). Так, например, излишними требованиями (административными барьерами) являются требования Администрации о представлении хозяйствующими субъектами вместе с заявлением о заключении Договора следующих документов (пункт 4 Порядка подачи заявления):
            - копии лицензии на право проведения предрейсового медицинского осмотра водителей или договора с юридическим или физическим лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности (подпункт 12);
            - справки из Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области о наличии или отсутствии нарушений условий лицензирования за календарный год, предшествующий дню опубликования предложения о заключении Договора (подпункт 14);
            - справки из Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Костромской области о наличии или отсутствии нарушений правил дорожного движения и совершенных дорожно-транспортных происшествий водительским составом за год, предшествующий дню опубликования предложения о заключении Договора (подпункт 15);
            - расчета прогнозных финансово-экономических показателей деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя на период заключения Договора по форме согласно приложению № 3 к Порядку подачи заявления (подпункт 16);
            - копии документов об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год (подпункт 17).
            Согласно пункту 8 Порядка подачи заявления решение об отказе в заключении Договора принимается в случае:
            1) предоставления не всех документов, указанных в пункте 4 Порядка подачи заявления;
            2) предоставления документов, содержащих недостоверные сведения, или документов, не соответствующих требованиям Порядка подачи заявления.
            Таким образом, хозяйствующие субъекты, не предоставившие Администрации документы, перечисленные в подпунктах 12, 14-17 пункта 4 Порядка подачи заявления, либо один из этих документов, не могут претендовать на заключение Договора, что создает не предусмотренные законом препятствия для входа их на рынок пассажирских перевозок в Островском муниципальном районе и ведет к ограничению конкуренции на данном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В частности, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 8 статьи 10 Закона Костромской области от 18.11.2009 № 539-4-ЗКО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Костромской области» (далее – Закон № 539-4-ЗКО) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие соответствующую лицензию, владеющие маршрутными транспортными средствами либо предоставившие соответствующие документы, подтверждающие возможность приобретения и использования на праве собственности либо ином законном праве маршрутных транспортных средств, имеют право подать заявление о заключении Договора в соответствии с положениями настоящей статьи и в порядке, установленном соответственно администрацией Костромской области, органами местного самоуправления.
            Каких-либо иных требований к хозяйствующим субъектам, намеревающимся заключить Договор, в том числе к их финансовому положению, наличию нарушений условий лицензирования, правил дорожного движения Закон № 539-4-ЗКО не содержит. Следовательно, установление таких требований является необоснованным препятствованием в осуществлении хозяйственной деятельности, что может повлечь ограничение конкуренции на рынке пассажирских перевозок в Островском муниципальном районе.
            Для примера: у хозяйствующего субъекта отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, однако, им не представлен соответствующий подтверждающий документ из налогового органа. В этом случае Администрация правомерно может отказать ему в заключении Договора, сославшись на отсутствие данного подтверждения.
            Таким образом, отдельные положения муниципального правового акта Администрации (Порядка подачи заявления) противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с установлением необоснованных требований к хозяйствующим субъектам, что может привести к ограничению конкуренции.
На заседании Комиссии 08.11.2011 присутствовала представитель Администрации – главный специалист-юрист Черепенина С.В. (по доверенности от 07.11.2011 № 52). Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 15.11.2011 до 15-00 часов, о чем Черепенина С.В. была уведомлена под роспись. После перерыва рассмотрение дела Комиссией было продолжено (принято решение по делу) в отсутствие представителей Администрации, в связи с их неявкой.
В ходе рассмотрения дела Администрация представила пояснения по существу вменяемого ей нарушения, из которых следует, что Администрация приняла постановление от 11.10.2011 № 1082-1, в соответствии с которым подпункт 12 пункта 4 Порядка подачи заявления был признан утратившим силу. Также Администрация пояснила, что подпункты 14 и 15 пункта 4 Порядка подачи заявления были признаны утратившими силу на основании постановления Администрации от 28.06.2011 № 702. Подпункты 16 и 17 пункта 4 Порядка подачи заявления были признаны утратившими силу на основании постановления Администрации от 27.07.2011 № 811.
Таким образом, на момент рассмотрения дела все нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части необоснованных требований к хозяйствующим субъектам, установленных в Порядке подачи заявления, были устранены. Кроме того, положения подпунктов 14, 15, 16, 17 пункта 4 Порядка подачи заявления, нарушающие антимонопольное законодательство, были признаны Администрацией утратившими силу еще до возбуждения настоящего дела, а подпункт 12 пункта 4 Порядка подачи заявления – после его возбуждения.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в установлении в подпункте 12 пункта 4 Порядка подачи заявления незаконного требования к хозяйствующим субъектам, намеревающимся заключить с Администрацией Договоры, о представлении копии лицензии на право проведения предрейсового медицинского осмотра водителей или договора с юридическим или физическим лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Вместе с тем, поскольку указанное нарушение было устранено в ходе рассмотрения дела, то в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия обязана прекратить рассмотрение дела в отношении Администрации. Основания для выдачи предписания отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

                РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в установлении в подпункте 12 пункта 4 Порядка подачи заявления незаконного требования к хозяйствующим субъектам, намеревающимся заключить с Администрацией Договоры, о представлении копии лицензии на право проведения предрейсового медицинского осмотра водителей или договора с юридическим или физическим лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела прекратить.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица органа местного самоуправления, допустившего указанное нарушение антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии                                                             В.А. Ниденс

Члены Комиссии:                                                                         Т.М. Магомеднабиев
                                                                                                           
И.В. Дунаев

Е.В. Торопова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 04-61/980 о нарушении антимонопольного законодательства
(извлечение)

23 ноября 2011 г.                                                                                                   г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – комиссия, Костромское УФАС России) в составе:
председатель комиссии: Ниденс В.А., заместитель руководителя Костромского УФАС России – начальник отдела контроля органов власти;
члены комиссии:
Магомеднабиев Т.М., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
Дунаев И.В., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
Торопова Е.В., государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России,
в отсутствие представителей ответчика,
рассмотрев дело № 04-61/980 по признакам нарушения Администрацией Островского муниципального района Костромской области (Костромская область, п. Островское, ул. Советская, 56) (далее – Администрация) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
В соответствии с приказом Костромского УФАС России от 20.06.2011 № 83, инспекцией Костромского УФАС России была проведена проверка в отношении Администрации на предмет соблюдения требований статей 15-21 Закона о защите конкуренции за период с 01.01.2010 по 31.03.2011.
По результатам проведенной проверки был составлен Акт от 04.07.2011 № 18/172, который направлен в Администрацию с сопроводительным письмом. В свою очередь, Администрацией был представлен протокол разногласий к акту проверки.
В ходе проведения проверки было установлено, что в целях организации транспортного обслуживания населения на территории Островского муниципального района Костромской области было принято постановление Администрации от 20.04.2010 № 458 «Об обеспечении осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам муниципального сообщения в Островском муниципальном районе». В соответствии с указанным постановлением, был утвержден Порядок подачи заявления о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам муниципального сообщения в Островском муниципальном районе (далее – Порядок подачи заявления).
            Установлено, что отдельные положения Порядка подачи заявления содержат не предусмотренные действующим законодательством требования к хозяйствующим субъектам, намеревающимся заключить с Администрацией договоры на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам муниципального сообщения в Островском муниципальном районе (далее – Договор). Так, например, излишними требованиями (административными барьерами) являются требования Администрации о представлении хозяйствующими субъектами вместе с заявлением о заключении Договора следующих документов (пункт 4 Порядка подачи заявления):
            - копии лицензии на право проведения предрейсового медицинского осмотра водителей или договора с юридическим или физическим лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности (подпункт 12);
            - справки из Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области о наличии или отсутствии нарушений условий лицензирования за календарный год, предшествующий дню опубликования предложения о заключении Договора (подпункт 14);
            - справки из Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Костромской области о наличии или отсутствии нарушений правил дорожного движения и совершенных дорожно-транспортных происшествий водительским составом за год, предшествующий дню опубликования предложения о заключении Договора (подпункт 15);
            - расчета прогнозных финансово-экономических показателей деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя на период заключения Договора по форме согласно приложению № 3 к Порядку подачи заявления (подпункт 16);
            - копии документов об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год (подпункт 17).
            Согласно пункту 8 Порядка подачи заявления решение об отказе в заключении Договора принимается в случае:
            1) предоставления не всех документов, указанных в пункте 4 Порядка подачи заявления;
            2) предоставления документов, содержащих недостоверные сведения, или документов, не соответствующих требованиям Порядка подачи заявления.
            Таким образом, хозяйствующие субъекты, не предоставившие Администрации документы, перечисленные в подпунктах 12, 14-17 пункта 4 Порядка подачи заявления, либо один из этих документов, не могут претендовать на заключение Договора, что создает не предусмотренные законом препятствия для входа их на рынок пассажирских перевозок в Островском муниципальном районе и ведет к ограничению конкуренции на данном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В частности, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 8 статьи 10 Закона Костромской области от 18.11.2009 № 539-4-ЗКО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Костромской области» (далее – Закон № 539-4-ЗКО) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие соответствующую лицензию, владеющие маршрутными транспортными средствами либо предоставившие соответствующие документы, подтверждающие возможность приобретения и использования на праве собственности либо ином законном праве маршрутных транспортных средств, имеют право подать заявление о заключении Договора в соответствии с положениями настоящей статьи и в порядке, установленном соответственно администрацией Костромской области, органами местного самоуправления.
            Каких-либо иных требований к хозяйствующим субъектам, намеревающимся заключить Договор, в том числе к их финансовому положению, наличию нарушений условий лицензирования, правил дорожного движения Закон № 539-4-ЗКО не содержит. Следовательно, установление таких требований является необоснованным препятствованием в осуществлении хозяйственной деятельности, что может повлечь ограничение конкуренции на рынке пассажирских перевозок в Островском муниципальном районе.
            Для примера: у хозяйствующего субъекта отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, однако, им не представлен соответствующий подтверждающий документ из налогового органа. В этом случае Администрация правомерно может отказать ему в заключении Договора, сославшись на отсутствие данного подтверждения.
            Таким образом, отдельные положения муниципального правового акта Администрации (Порядка подачи заявления) противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с установлением необоснованных требований к хозяйствующим субъектам, что может привести к ограничению конкуренции.
На заседании Комиссии 08.11.2011 присутствовала представитель Администрации – главный специалист-юрист Черепенина С.В. (по доверенности от 07.11.2011 № 52). Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 15.11.2011 до 15-00 часов, о чем Черепенина С.В. была уведомлена под роспись. После перерыва рассмотрение дела Комиссией было продолжено (принято решение по делу) в отсутствие представителей Администрации, в связи с их неявкой.
В ходе рассмотрения дела Администрация представила пояснения по существу вменяемого ей нарушения, из которых следует, что Администрация приняла постановление от 11.10.2011 № 1082-1, в соответствии с которым подпункт 12 пункта 4 Порядка подачи заявления был признан утратившим силу. Также Администрация пояснила, что подпункты 14 и 15 пункта 4 Порядка подачи заявления были признаны утратившими силу на основании постановления Администрации от 28.06.2011 № 702. Подпункты 16 и 17 пункта 4 Порядка подачи заявления были признаны утратившими силу на основании постановления Администрации от 27.07.2011 № 811.
Таким образом, на момент рассмотрения дела все нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части необоснованных требований к хозяйствующим субъектам, установленных в Порядке подачи заявления, были устранены. Кроме того, положения подпунктов 14, 15, 16, 17 пункта 4 Порядка подачи заявления, нарушающие антимонопольное законодательство, были признаны Администрацией утратившими силу еще до возбуждения настоящего дела, а подпункт 12 пункта 4 Порядка подачи заявления – после его возбуждения.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в установлении в подпункте 12 пункта 4 Порядка подачи заявления незаконного требования к хозяйствующим субъектам, намеревающимся заключить с Администрацией Договоры, о представлении копии лицензии на право проведения предрейсового медицинского осмотра водителей или договора с юридическим или физическим лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Вместе с тем, поскольку указанное нарушение было устранено в ходе рассмотрения дела, то в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия обязана прекратить рассмотрение дела в отношении Администрации. Основания для выдачи предписания отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

                РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в установлении в подпункте 12 пункта 4 Порядка подачи заявления незаконного требования к хозяйствующим субъектам, намеревающимся заключить с Администрацией Договоры, о представлении копии лицензии на право проведения предрейсового медицинского осмотра водителей или договора с юридическим или физическим лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела прекратить.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица органа местного самоуправления, допустившего указанное нарушение антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии                                                             В.А. Ниденс

Члены Комиссии:                                                                         Т.М. Магомеднабиев
                                                                                                           
И.В. Дунаев

Е.В. Торопова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-61/980 [format] => [safe_value] => 04-61/980 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-22 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-14 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323688780 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Костромское УФАС России )