Решение по делу № 04-24/1134 от 26 августа 2013 года в отношении Департамента агропромышленного комплекса Костромской области

Номер дела: 04-24/1134
Дата публикации: 29 августа 2013, 09:57

РЕШЕНИЕ
по делу №04-24/1134 о нарушении антимонопольного законодательства

г.Кострома
(место вынесения)
Резолютивная часть решения оглашена  12 августа 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 26 августа 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – комиссия, Костромское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области;
члены комиссии:
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти,
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти,
При участии в заседании:
от заявителя – прокуратуры Костромской области, советник юстиции, старший прокурор отдела прокуратуры Костромской области (служебное удостоверение №131223);
от ответчика – Департамента агропромышленного комплекса Костромской области главный специалист – эксперт правового отдела Департамента (доверенность от 15.07.2013 года №11),
рассмотрев материалы дела № 04-24/1134, возбужденного приказом Управления от 07.06.2013 г. №71 в отношении Департамента агропромышленного комплекса Костромской области (156961, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д.37) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступили материалы проверки, представленные прокуратурой Костромской области (вх. №1174 от 03.04.2013 г.) области для рассмотрения на предмет нарушения антимонопольного законодательства в действиях Департамента агропромышленного комплекса Костромской области при предоставлении в 2012 году субсидий сельскохозяйственным производителям на приобретение сельскохозяйственной техники.
В рамках рассмотрения настоящего обращения, установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации Костромской области от 10.03.2011 г. №71-а утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку животноводства и племенного дела в 2012 году, на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с пунктом 3 главы 2 Порядка главным распорядителем средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из областного бюджета, является Департамент агропромышленного комплекса Костромской области (далее по тексту – Департамент, ответчик).
Согласно пункта 10 главы 4 Порядка для получения субсидий лица, указанные в пункте 4 настоящего Порядка (далее - заявитель), представляют в Департамент по адресу: 156961, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д. 37 в сроки, установленные департаментом, заявление на предоставление субсидии и заверенные копии документов согласно перечню, определенному департаментом. Сроки предоставления документов и перечень документов, необходимых для получения субсидий, устанавливаются нормативным правовым актом Департамента.
Перечень документов и сроки их предоставления установлены приказом директора Департамента от 16.05.2012 г. №57 «О реализации постановления администрации Костромской области от 10.03.2011 г. №71-а». Перечень и сроки предоставления документов на предоставление рассматриваемого вида субсидий указаны в приложении №1 к приказу. Указанный акт был опубликован в информационном бюллетене «СП – нормативные документы» от 25.05.2012 г.№20 (381).
Приказом директора Департамента от 17.12.2012 г. №139-а в приказ №57 внесены изменения относительно перечня документов, необходимых для подачи заявления на получение субсидии и срока подачи заявлений. Срок подачи заявлений на получение субсидий был продлен до 28.12.2012 года. Пунктом 5 данного приказа регламентировано, что настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
29.12.2012 года Департаментом было принято решение о предоставлении субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в отношении ООО «Агрофирма «Планета», ПК «колхоз «Сумароковский», ООО «Междуречье», ООО «Воскресенье Агро» и иных хозяйствующих субъектов.
При этом, приказ Департамента №139-а от 17.12.2012 года, которым был продлен срок подачи заявок на получение субсидий в официальном печатном издании был опубликован лишь 08.02.2013 года, то есть после окончания срока подачи документов на получение рассматриваемого вида субсидий.
Рассматриваемые действия Департамента, выразившиеся в непринятии мер по своевременному и надлежащему обеспечению публичности принятого акта привели (могли привести) к ограничению конкуренции, так как иные сельхозпроизводители, имеющие намерение претендовать на получение означенного вида субсидий не были надлежащим образом извещены о продлении сроков подачи заявлений на получение субсидий.
На основании вышеустановленных фактов, Костромское УФАС России возбудило в отношении Департамента дело №04-24/1134 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В рамках рассмотрения настоящего дела заявитель поддержал доводы, изложенные в обращении, в дополнение указав, что в рамках проведенной прокуратурой Костромской области проверки  также было установлено, что 12.07.2012 года ООО «АПК Никольское» обратилось в адрес Департамента с заявлением о предоставлении субсидий на компенсацию части затрат на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования с приложением всех необходимых документов. Департамент письмом в адрес заявителя от 24.07.2012 года №01-23/678 отказало в предоставлении субсидии по причине недостаточного объема средств областного бюджета, выделенное на данное мероприятие господдержки. 29.12.2012 года по итогам рассмотрения того же заявления Общества Департамент вновь отказал предприятию в субсидировании части затрат по причине несоответствия условиям предоставления субсидии (отсутствие отчетности о наличии посевных площадей). По мнению представителя прокуратуры, описанные действия Департамента не соответствуют порядку рассмотрения подобного рода заявлений и привели к недопущению получения указанным хозяйствующим субъектом рассматриваемого вида субсидий.
В письменных пояснениях по существу рассматриваемого дела ответчик, не соглашаясь с фактом совершения вменяемого правонарушения, обратил внимание комиссии на следующее:  в соответствии с пунктом 5 Приказа Департамента №139-а, данный приказ вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию. В данном случае, была нарушена процедура размещения  нормативного правового акта в средствах массовой информации. В свою очередь, приказы Департамента подлежали размещению на официальном сайте Департамента. Нарушение процедуры не привело к нарушению условий и порядка предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Нарушение процедуры опубликования нормативного правового акта Департамента в установленные сроки было связано со структурными и кадровыми изменениями в Департаменте. Кадровый состав Департамента обновился на 70%. Основные кадровые изменения пришлись на период 4 квартала 2012 года и 1 квартал 2013 года. В подтверждение данной позиции Департаментом представлены копии приказов о назначении на должности государственной гражданской службы сотрудников Департамента. Учитывая изложенное, а также отсутствие наступивших негативных последствий несвоевременного опубликования, отсутствие обжалования действий Департамента со стороны получателей государственной поддержки Департамент просил учесть при рассмотрении дела в качестве смягчающих обстоятельств кадровые изменения в Департаменте и большие объемы работы в период окончания финансового года (2012 года).
По факту отказа хозяйствующим субъектам в предоставлении субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования  по причине отсутствия посевных площадей и непредставления отчетности по посевным площадям заявителями Департамент пояснил следующее.
В соответствии с главой 3 Порядка субсидии предоставляются при условии предоставления заявителем отчетности о финансово – экономическом состоянии и при сохранении посевных площадей на уровне года, предшествующему году обращения за субсидией. Вместе с тем, рассматривая вопрос о сроке повторного обращения за предоставлением субсидии при устранении причин, послуживших основанием для отказа (несоответствие условиям – отсутствие посевных площадей)  Департамент отмечалось, что устранить данные причины отказа заявители не могли, поскольку посевные площади у них вовсе отсутствовали. При этом, информацию о состоянии, наличии или отсутствии посевных площадей у сельскохозяйственных товаропроизводителей Департамент получает в рамках взаимодействия с отделами муниципальных районов. Таким образом, представитель Департамента с доводами обращения прокуратуры не согласен.
В заседании комиссии представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, Комиссия Костромского УФАС России по настоящему делу пришла к следующим выводам.
Пунктом 44 части 1 статьи 44 Закона Костромской области от 28.12.2011 года №168-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2012 год» установлено, что  субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в пределах предусмотренных настоящим Законом бюджетных ассигнований главных распорядителей средств областного бюджета, осуществляющих функции в соответствующей сфере деятельности, в порядке, утверждаемом администрацией Костромской области, в случаях осуществления расходов, в том числе на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования.
В соответствии с приложением №6 к указанному Закону по целевой статье расходов 2603400 предусмотрены сметные назначения на предоставление субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в сумме 26 150,7 тысяч рублей.
Воисполнение части 1 статьи 14 Закона Костромской области администрацией Костромской области принято постановление от 10.03.2011 года №71-а «О предоставлении субсидий из областного бюджета на поддержку животноводства и племенного дела на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в 2012 году».
Данным постановлением утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в 2012 году, являющемся приложением №4 к означенному постановлению (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с пунктом 3 главы 1 Порядка главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субсидий является Департамент агропромышленного комплекса Костромской области.
Согласно пункта 10 главы 4 Порядка для получения субсидий лица, указанные в пункте 4 настоящего Порядка (далее - заявитель), представляют в Департамент по адресу: 156961, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д. 37 в сроки, установленные департаментом, заявление на предоставление субсидии и заверенные копии документов согласно перечню, определенному департаментом. Сроки предоставления документов и перечень документов, необходимых для получения субсидий, устанавливаются нормативным правовым актом Департамента.
Нормативно – правовым актом Департамента (приказом Департамента от 16.05.2012 г. №57 «О реализации постановления администрации Костромской области от 10.03.2011 г. №71-а») утвержден перечень документов и сроки их предоставления. Перечень и сроки предоставления документов на предоставление рассматриваемого вида субсидий указаны в приложении №1 к приказу. Указанный нормативный акт был опубликован в информационном бюллетене «СП – нормативные документы» от 25.05.2012 г.№20 (381).
Приказом директора Департамента от 17.12.2012 г. №139-а в приказ №57 внесены изменения относительно перечня документов, необходимых для подачи заявления на получение субсидии и срока подачи заявлений. Срок подачи заявлений на получение субсидий был продлен до 28.12.2012 года. Пунктом 5 данного приказа регламентировано, что настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
29.12.2012 года Департаментом было принято решение о предоставлении субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в отношении ООО «Агрофирма «Планета», ПК «колхоз «Сумароковский», ООО «Междуречье», ООО «Воскресенье Агро» и иных хозяйствующих субъектов.
Причем, приказ Департамента №139-а от 17.12.2012 года в официальном печатном издании был опубликован после окончания срока подачи документов на получение рассматриваемого вида субсидий, а именно 08.02.2013 года.
Проводя аналогию в датах публикации приказов Департамента №57 и №139-а Комиссией установлено, что первый был опубликован в официальном печатном издании спустя 10 дней после подписания, а приказ Департамента №139-а подлежал публикации по истечении 1,5 месяцев с момента его подписания должностным лицом. Обстоятельство несвоевременной публикации нормативно – правового акта Департамента признано ответчиком и не оспаривается сторонами по делу.
В соответствии с пп. 5 п. 2 постановления администрации Костромской области от 18.06.2007 г. №132-а «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов Костромской области» исполнительные органы государственной власти Костромской области обязаны направлять копии своих нормативных правовых актов на бумажных носителях и в электронном виде в 7-дневный срок со дня их принятия, а также официальные издания, в которых публикуются указанные акты, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области, прокуратуру Костромской области. В виду того, что нормативный акт Департамента (приказ №139-а) был опубликован 08.02.2013 года, в установленный 7-дневный срок со дня его принятия (то есть с 17.12.2012 г.) он не направлялся в контролирующие органы для его последующего оформления и придания ему нормативного статуса, что не опровергается ответчиком.
Указанный довод доказывает также несоблюдение Департаментом отдельных положений нормативного акта субъекта, обязательного для исполнения исполнительными органами государственной власти Костромской области, которым является Департамент в силу Положения о Департаменте агропромышленного комплекса Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 09.07.2012 г. №153.
Опровергая довод ответчика, согласно которого рассматриваемые действия Департамента не привели к ограничению хозяйствующих субъектов к получению рассматриваемого вида субсидий Комиссия антимонопольного органа находит несоответствующим действительности исходя из следующего.
Согласно журнала регистрации заявлений на предоставление субсидий из областного бюджета в 2012 году (дело по номенклатуре №02-43 том №1) с заявления от сельхозтоваропроизводителей начали поступать в Департамент с 19.06.2012 года. Всего в период с 19.06.2012 по 28.11.2012 года в Департамент с поступило 64 заявления о предоставлении рассматриваемого вида субсидий. Согласно журнала регистрации в означенный период всем хозяйствующим субъектам было отказано в предоставлении данного вида субсидий в виду  недостаточного объема средств областного бюджета. Что подтверждено представителем Департамента в рамках рассмотрения дела.
В последующем ответчиком заявки, по которым Департаментом ранее было отказано в предоставлении субсидий в виду недостаточного объема средств бюджета были вновь приняты к повторному рассмотрению и были занесены в журнал регистрации, с датой регистрации 27.12.2012 года.
В свою очередь, положениями Порядка регламентированы строго определенные действия должностных лиц Департамента при рассмотрении подобного рода заявлений.
Так, в соответствии с пунктами 11,12 главы 4 Порядка Департамент в день поступления заявления с прилагаемыми к нему документами регистрирует их в порядке очередности поступления в специальном пронумерованном, прошнурованном и заверенном печатью департамента журнале. Департамент рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы в течение 10 рабочих дней со дня их поступления и принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии, о чем письменно уведомляет заявителя в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
Пунктом 13 Порядка регламентированы основания для отказа в предоставлении субсидии:1) несоответствие условиям предоставления субсидий, установленным главой 3 настоящего Порядка; 2) представление не в полном объеме документов, установленных соответствующим нормативным правовым актом департамента; 3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; 4) представление документов с нарушением сроков, установленных соответствующим нормативным правовым актом департамента.
Главой 3 Порядка установлены условия предоставления субсидий, которыми являются: 1) отсутствие просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на 1-е число месяца обращения за субсидией; 2) отсутствие просроченной задолженности по заработной плате работникам на 1-е число месяца обращения за субсидией; 3) представление в департамент отчетов по формам сельскохозяйственной отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей, которые утверждены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на очередной финансовый год, в сроки, установленные департаментом; 4) сохранение посевных площадей на уровне года, предшествующего году обращения за субсидией.
Таким образом, законодателем был предусмотрен исчерпывающий перечень условий, при выполнении которых выплачиваются субсидии. В противоречие приведенного правоположения должностными лицами Департамента в обоснование отказа предоставления субсидий применялось такое основание, как недостаточный объем средств областного бюджета, который не поименован в основаниях и условиях отказа в предоставлении рассматриваемого вида субсидий. Изложенное подтверждает несоблюдение должностными лицами Департамента регламентированного порядка рассмотрения заявлений о предоставлении субсидий. Вместе с тем, в случае рассмотрения заявлений в установленном порядке и указания отказа предоставления субсидий в соответствии с пунктом 13 Порядка, хозяйствующие субъекты, у которых имелись недостатки в оформлении документов имели возможность устранить допущенные недостатки и обратиться повторно за предоставлением субсидий, что установлено пунктом 14 Порядка. Однако, в отсутствие публикации приказа Департамента №139-а в официальном печатном издании не могли знать о продлении сроков подачи заявлений на предоставление субсидий. Описанные действия Департамента не соответствуют порядку рассмотрения подобного рода заявлений и привели к недопущению получения хозяйствующими субъектами рассматриваемого вида субсидий
Представленными Департаментом материалами установлено, что в пределах территории субъекта деятельность в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции осуществляют около 376 сельхозпроизводителей. Согласно журнала регистрации всего зарегистрировано 72 заявления, поступивших от хозяйствующих субъектов, причем некоторые хозяйствующие субъекты, такие как «Воскресенье – Агро» Буйского района, «Агрофирма планета» Буйский район подали несколько заявлений о предоставлении субсидий.
Таким образом, Комиссия констатирует, что совокупностью установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств подтверждается, что права потенциальных претендентов, а также права хозяйствующих субъектов обратившихся за предоставлением субсидий были нарушены.
Непринятие мер по своевременной публикации приказа Департамента  №139-а, являющегося нормативно – правовым актом не обеспечило необходимой публичности, открытости и прозрачности. При предоставлении субсидий был исключен главный принцип – принцип эффективности, равнодоступности всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также гласности и обоснованности в определении критериев государственной поддержки агропромышленного комплекса.
Материалами дела установлено и подтверждено документально, что в Департамент поступали жалобы от сельхозтоваропроизводителей, не  реализовавших своего права на получение данного вида субсидий (обращение ООО «АПК Никольское» от 13.02.2013 г., ПХ «Нерехтское» исх. №150 от 14.06.2013 г.).
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  устанавливает, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
Статьей 5 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. №336-ЗКО «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Костромской области» одними из принципов государственной поддержки АПК области являются равная доступность государственной поддержки для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей и гласность и обоснованность в определении критериев государственной поддержки агропромышленного комплекса.
В рассматриваемом случае достаточным основанием для признания факта нарушения Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Комиссия Костромского УФАС России, считает что несоблюдение порядка рассмотрения заявлений на получение субсидий, а также несвоевременная публикация приказа Департамента №139-а нарушает запрет статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части не допущения осуществления действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Комиссия Управления находит действия Департамента не допустимыми в силу норм законодательства Российской Федерации, а также законодательства субъекта Российской Федерации и нарушающими права неопределенного круга лиц, в части лишения их права на получение субсидий.
Резюмируя вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  в действиях Департамента.
В виду того, что бюджет Костромской области на 2012 год на момент принятия настоящего решения исполнен, соответственно основания для выдачи предписания отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушение Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области (156961, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д.37) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в 2012 году, а также в непринятии мер по своевременной публикации в официальном печатном издании приказа Департамента от 17.12.2012 года №139-а, что привело к недопущению получения хозяйствующими субъектами рассматриваемого вида субсидий, а также могло привести к ограничению иных потенциальных претендентов на получение субсидий и как следствие к недопущению (ограничению) конкуренции.
2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в виду того, что областной бюджет Костромской области на 2012 год на момент принятия настоящего решения исполнен.
3. Передать материалы дела №04-24/1134 должностному лицу Костромского УФАС России, уполномоченному в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с выявленным нарушением антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии                 ________________          

Члены Комиссии:                            ________________             

                                                      _______________         

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Файлы для скачивания

Решение по делу № 04-24/1134 от 26 августа 2013 года в отношении Департамента агропромышленного комплекса Костромской области
Тип файла: doc
Размер файла: 0.1 МБ
stdClass Object ( [vid] => 7375 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-24/1134 от 26 августа 2013 года в отношении Департамента агропромышленного комплекса Костромской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7375 [type] => solution [language] => ru [created] => 1377757051 [changed] => 1377757051 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1377757051 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №04-24/1134 о нарушении антимонопольного законодательства

г.Кострома
(место вынесения)
Резолютивная часть решения оглашена  12 августа 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 26 августа 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – комиссия, Костромское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области;
члены комиссии:
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти,
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти,
При участии в заседании:
от заявителя – прокуратуры Костромской области, советник юстиции, старший прокурор отдела прокуратуры Костромской области (служебное удостоверение №131223);
от ответчика – Департамента агропромышленного комплекса Костромской области главный специалист – эксперт правового отдела Департамента (доверенность от 15.07.2013 года №11),
рассмотрев материалы дела № 04-24/1134, возбужденного приказом Управления от 07.06.2013 г. №71 в отношении Департамента агропромышленного комплекса Костромской области (156961, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д.37) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступили материалы проверки, представленные прокуратурой Костромской области (вх. №1174 от 03.04.2013 г.) области для рассмотрения на предмет нарушения антимонопольного законодательства в действиях Департамента агропромышленного комплекса Костромской области при предоставлении в 2012 году субсидий сельскохозяйственным производителям на приобретение сельскохозяйственной техники.
В рамках рассмотрения настоящего обращения, установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации Костромской области от 10.03.2011 г. №71-а утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку животноводства и племенного дела в 2012 году, на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с пунктом 3 главы 2 Порядка главным распорядителем средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из областного бюджета, является Департамент агропромышленного комплекса Костромской области (далее по тексту – Департамент, ответчик).
Согласно пункта 10 главы 4 Порядка для получения субсидий лица, указанные в пункте 4 настоящего Порядка (далее - заявитель), представляют в Департамент по адресу: 156961, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д. 37 в сроки, установленные департаментом, заявление на предоставление субсидии и заверенные копии документов согласно перечню, определенному департаментом. Сроки предоставления документов и перечень документов, необходимых для получения субсидий, устанавливаются нормативным правовым актом Департамента.
Перечень документов и сроки их предоставления установлены приказом директора Департамента от 16.05.2012 г. №57 «О реализации постановления администрации Костромской области от 10.03.2011 г. №71-а». Перечень и сроки предоставления документов на предоставление рассматриваемого вида субсидий указаны в приложении №1 к приказу. Указанный акт был опубликован в информационном бюллетене «СП – нормативные документы» от 25.05.2012 г.№20 (381).
Приказом директора Департамента от 17.12.2012 г. №139-а в приказ №57 внесены изменения относительно перечня документов, необходимых для подачи заявления на получение субсидии и срока подачи заявлений. Срок подачи заявлений на получение субсидий был продлен до 28.12.2012 года. Пунктом 5 данного приказа регламентировано, что настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
29.12.2012 года Департаментом было принято решение о предоставлении субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в отношении ООО «Агрофирма «Планета», ПК «колхоз «Сумароковский», ООО «Междуречье», ООО «Воскресенье Агро» и иных хозяйствующих субъектов.
При этом, приказ Департамента №139-а от 17.12.2012 года, которым был продлен срок подачи заявок на получение субсидий в официальном печатном издании был опубликован лишь 08.02.2013 года, то есть после окончания срока подачи документов на получение рассматриваемого вида субсидий.
Рассматриваемые действия Департамента, выразившиеся в непринятии мер по своевременному и надлежащему обеспечению публичности принятого акта привели (могли привести) к ограничению конкуренции, так как иные сельхозпроизводители, имеющие намерение претендовать на получение означенного вида субсидий не были надлежащим образом извещены о продлении сроков подачи заявлений на получение субсидий.
На основании вышеустановленных фактов, Костромское УФАС России возбудило в отношении Департамента дело №04-24/1134 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В рамках рассмотрения настоящего дела заявитель поддержал доводы, изложенные в обращении, в дополнение указав, что в рамках проведенной прокуратурой Костромской области проверки  также было установлено, что 12.07.2012 года ООО «АПК Никольское» обратилось в адрес Департамента с заявлением о предоставлении субсидий на компенсацию части затрат на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования с приложением всех необходимых документов. Департамент письмом в адрес заявителя от 24.07.2012 года №01-23/678 отказало в предоставлении субсидии по причине недостаточного объема средств областного бюджета, выделенное на данное мероприятие господдержки. 29.12.2012 года по итогам рассмотрения того же заявления Общества Департамент вновь отказал предприятию в субсидировании части затрат по причине несоответствия условиям предоставления субсидии (отсутствие отчетности о наличии посевных площадей). По мнению представителя прокуратуры, описанные действия Департамента не соответствуют порядку рассмотрения подобного рода заявлений и привели к недопущению получения указанным хозяйствующим субъектом рассматриваемого вида субсидий.
В письменных пояснениях по существу рассматриваемого дела ответчик, не соглашаясь с фактом совершения вменяемого правонарушения, обратил внимание комиссии на следующее:  в соответствии с пунктом 5 Приказа Департамента №139-а, данный приказ вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию. В данном случае, была нарушена процедура размещения  нормативного правового акта в средствах массовой информации. В свою очередь, приказы Департамента подлежали размещению на официальном сайте Департамента. Нарушение процедуры не привело к нарушению условий и порядка предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Нарушение процедуры опубликования нормативного правового акта Департамента в установленные сроки было связано со структурными и кадровыми изменениями в Департаменте. Кадровый состав Департамента обновился на 70%. Основные кадровые изменения пришлись на период 4 квартала 2012 года и 1 квартал 2013 года. В подтверждение данной позиции Департаментом представлены копии приказов о назначении на должности государственной гражданской службы сотрудников Департамента. Учитывая изложенное, а также отсутствие наступивших негативных последствий несвоевременного опубликования, отсутствие обжалования действий Департамента со стороны получателей государственной поддержки Департамент просил учесть при рассмотрении дела в качестве смягчающих обстоятельств кадровые изменения в Департаменте и большие объемы работы в период окончания финансового года (2012 года).
По факту отказа хозяйствующим субъектам в предоставлении субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования  по причине отсутствия посевных площадей и непредставления отчетности по посевным площадям заявителями Департамент пояснил следующее.
В соответствии с главой 3 Порядка субсидии предоставляются при условии предоставления заявителем отчетности о финансово – экономическом состоянии и при сохранении посевных площадей на уровне года, предшествующему году обращения за субсидией. Вместе с тем, рассматривая вопрос о сроке повторного обращения за предоставлением субсидии при устранении причин, послуживших основанием для отказа (несоответствие условиям – отсутствие посевных площадей)  Департамент отмечалось, что устранить данные причины отказа заявители не могли, поскольку посевные площади у них вовсе отсутствовали. При этом, информацию о состоянии, наличии или отсутствии посевных площадей у сельскохозяйственных товаропроизводителей Департамент получает в рамках взаимодействия с отделами муниципальных районов. Таким образом, представитель Департамента с доводами обращения прокуратуры не согласен.
В заседании комиссии представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, Комиссия Костромского УФАС России по настоящему делу пришла к следующим выводам.
Пунктом 44 части 1 статьи 44 Закона Костромской области от 28.12.2011 года №168-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2012 год» установлено, что  субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в пределах предусмотренных настоящим Законом бюджетных ассигнований главных распорядителей средств областного бюджета, осуществляющих функции в соответствующей сфере деятельности, в порядке, утверждаемом администрацией Костромской области, в случаях осуществления расходов, в том числе на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования.
В соответствии с приложением №6 к указанному Закону по целевой статье расходов 2603400 предусмотрены сметные назначения на предоставление субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в сумме 26 150,7 тысяч рублей.
Воисполнение части 1 статьи 14 Закона Костромской области администрацией Костромской области принято постановление от 10.03.2011 года №71-а «О предоставлении субсидий из областного бюджета на поддержку животноводства и племенного дела на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в 2012 году».
Данным постановлением утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в 2012 году, являющемся приложением №4 к означенному постановлению (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с пунктом 3 главы 1 Порядка главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субсидий является Департамент агропромышленного комплекса Костромской области.
Согласно пункта 10 главы 4 Порядка для получения субсидий лица, указанные в пункте 4 настоящего Порядка (далее - заявитель), представляют в Департамент по адресу: 156961, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д. 37 в сроки, установленные департаментом, заявление на предоставление субсидии и заверенные копии документов согласно перечню, определенному департаментом. Сроки предоставления документов и перечень документов, необходимых для получения субсидий, устанавливаются нормативным правовым актом Департамента.
Нормативно – правовым актом Департамента (приказом Департамента от 16.05.2012 г. №57 «О реализации постановления администрации Костромской области от 10.03.2011 г. №71-а») утвержден перечень документов и сроки их предоставления. Перечень и сроки предоставления документов на предоставление рассматриваемого вида субсидий указаны в приложении №1 к приказу. Указанный нормативный акт был опубликован в информационном бюллетене «СП – нормативные документы» от 25.05.2012 г.№20 (381).
Приказом директора Департамента от 17.12.2012 г. №139-а в приказ №57 внесены изменения относительно перечня документов, необходимых для подачи заявления на получение субсидии и срока подачи заявлений. Срок подачи заявлений на получение субсидий был продлен до 28.12.2012 года. Пунктом 5 данного приказа регламентировано, что настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
29.12.2012 года Департаментом было принято решение о предоставлении субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в отношении ООО «Агрофирма «Планета», ПК «колхоз «Сумароковский», ООО «Междуречье», ООО «Воскресенье Агро» и иных хозяйствующих субъектов.
Причем, приказ Департамента №139-а от 17.12.2012 года в официальном печатном издании был опубликован после окончания срока подачи документов на получение рассматриваемого вида субсидий, а именно 08.02.2013 года.
Проводя аналогию в датах публикации приказов Департамента №57 и №139-а Комиссией установлено, что первый был опубликован в официальном печатном издании спустя 10 дней после подписания, а приказ Департамента №139-а подлежал публикации по истечении 1,5 месяцев с момента его подписания должностным лицом. Обстоятельство несвоевременной публикации нормативно – правового акта Департамента признано ответчиком и не оспаривается сторонами по делу.
В соответствии с пп. 5 п. 2 постановления администрации Костромской области от 18.06.2007 г. №132-а «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов Костромской области» исполнительные органы государственной власти Костромской области обязаны направлять копии своих нормативных правовых актов на бумажных носителях и в электронном виде в 7-дневный срок со дня их принятия, а также официальные издания, в которых публикуются указанные акты, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области, прокуратуру Костромской области. В виду того, что нормативный акт Департамента (приказ №139-а) был опубликован 08.02.2013 года, в установленный 7-дневный срок со дня его принятия (то есть с 17.12.2012 г.) он не направлялся в контролирующие органы для его последующего оформления и придания ему нормативного статуса, что не опровергается ответчиком.
Указанный довод доказывает также несоблюдение Департаментом отдельных положений нормативного акта субъекта, обязательного для исполнения исполнительными органами государственной власти Костромской области, которым является Департамент в силу Положения о Департаменте агропромышленного комплекса Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 09.07.2012 г. №153.
Опровергая довод ответчика, согласно которого рассматриваемые действия Департамента не привели к ограничению хозяйствующих субъектов к получению рассматриваемого вида субсидий Комиссия антимонопольного органа находит несоответствующим действительности исходя из следующего.
Согласно журнала регистрации заявлений на предоставление субсидий из областного бюджета в 2012 году (дело по номенклатуре №02-43 том №1) с заявления от сельхозтоваропроизводителей начали поступать в Департамент с 19.06.2012 года. Всего в период с 19.06.2012 по 28.11.2012 года в Департамент с поступило 64 заявления о предоставлении рассматриваемого вида субсидий. Согласно журнала регистрации в означенный период всем хозяйствующим субъектам было отказано в предоставлении данного вида субсидий в виду  недостаточного объема средств областного бюджета. Что подтверждено представителем Департамента в рамках рассмотрения дела.
В последующем ответчиком заявки, по которым Департаментом ранее было отказано в предоставлении субсидий в виду недостаточного объема средств бюджета были вновь приняты к повторному рассмотрению и были занесены в журнал регистрации, с датой регистрации 27.12.2012 года.
В свою очередь, положениями Порядка регламентированы строго определенные действия должностных лиц Департамента при рассмотрении подобного рода заявлений.
Так, в соответствии с пунктами 11,12 главы 4 Порядка Департамент в день поступления заявления с прилагаемыми к нему документами регистрирует их в порядке очередности поступления в специальном пронумерованном, прошнурованном и заверенном печатью департамента журнале. Департамент рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы в течение 10 рабочих дней со дня их поступления и принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии, о чем письменно уведомляет заявителя в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
Пунктом 13 Порядка регламентированы основания для отказа в предоставлении субсидии:1) несоответствие условиям предоставления субсидий, установленным главой 3 настоящего Порядка; 2) представление не в полном объеме документов, установленных соответствующим нормативным правовым актом департамента; 3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; 4) представление документов с нарушением сроков, установленных соответствующим нормативным правовым актом департамента.
Главой 3 Порядка установлены условия предоставления субсидий, которыми являются: 1) отсутствие просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на 1-е число месяца обращения за субсидией; 2) отсутствие просроченной задолженности по заработной плате работникам на 1-е число месяца обращения за субсидией; 3) представление в департамент отчетов по формам сельскохозяйственной отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей, которые утверждены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на очередной финансовый год, в сроки, установленные департаментом; 4) сохранение посевных площадей на уровне года, предшествующего году обращения за субсидией.
Таким образом, законодателем был предусмотрен исчерпывающий перечень условий, при выполнении которых выплачиваются субсидии. В противоречие приведенного правоположения должностными лицами Департамента в обоснование отказа предоставления субсидий применялось такое основание, как недостаточный объем средств областного бюджета, который не поименован в основаниях и условиях отказа в предоставлении рассматриваемого вида субсидий. Изложенное подтверждает несоблюдение должностными лицами Департамента регламентированного порядка рассмотрения заявлений о предоставлении субсидий. Вместе с тем, в случае рассмотрения заявлений в установленном порядке и указания отказа предоставления субсидий в соответствии с пунктом 13 Порядка, хозяйствующие субъекты, у которых имелись недостатки в оформлении документов имели возможность устранить допущенные недостатки и обратиться повторно за предоставлением субсидий, что установлено пунктом 14 Порядка. Однако, в отсутствие публикации приказа Департамента №139-а в официальном печатном издании не могли знать о продлении сроков подачи заявлений на предоставление субсидий. Описанные действия Департамента не соответствуют порядку рассмотрения подобного рода заявлений и привели к недопущению получения хозяйствующими субъектами рассматриваемого вида субсидий
Представленными Департаментом материалами установлено, что в пределах территории субъекта деятельность в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции осуществляют около 376 сельхозпроизводителей. Согласно журнала регистрации всего зарегистрировано 72 заявления, поступивших от хозяйствующих субъектов, причем некоторые хозяйствующие субъекты, такие как «Воскресенье – Агро» Буйского района, «Агрофирма планета» Буйский район подали несколько заявлений о предоставлении субсидий.
Таким образом, Комиссия констатирует, что совокупностью установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств подтверждается, что права потенциальных претендентов, а также права хозяйствующих субъектов обратившихся за предоставлением субсидий были нарушены.
Непринятие мер по своевременной публикации приказа Департамента  №139-а, являющегося нормативно – правовым актом не обеспечило необходимой публичности, открытости и прозрачности. При предоставлении субсидий был исключен главный принцип – принцип эффективности, равнодоступности всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также гласности и обоснованности в определении критериев государственной поддержки агропромышленного комплекса.
Материалами дела установлено и подтверждено документально, что в Департамент поступали жалобы от сельхозтоваропроизводителей, не  реализовавших своего права на получение данного вида субсидий (обращение ООО «АПК Никольское» от 13.02.2013 г., ПХ «Нерехтское» исх. №150 от 14.06.2013 г.).
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  устанавливает, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
Статьей 5 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. №336-ЗКО «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Костромской области» одними из принципов государственной поддержки АПК области являются равная доступность государственной поддержки для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей и гласность и обоснованность в определении критериев государственной поддержки агропромышленного комплекса.
В рассматриваемом случае достаточным основанием для признания факта нарушения Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Комиссия Костромского УФАС России, считает что несоблюдение порядка рассмотрения заявлений на получение субсидий, а также несвоевременная публикация приказа Департамента №139-а нарушает запрет статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части не допущения осуществления действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Комиссия Управления находит действия Департамента не допустимыми в силу норм законодательства Российской Федерации, а также законодательства субъекта Российской Федерации и нарушающими права неопределенного круга лиц, в части лишения их права на получение субсидий.
Резюмируя вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  в действиях Департамента.
В виду того, что бюджет Костромской области на 2012 год на момент принятия настоящего решения исполнен, соответственно основания для выдачи предписания отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушение Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области (156961, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д.37) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в 2012 году, а также в непринятии мер по своевременной публикации в официальном печатном издании приказа Департамента от 17.12.2012 года №139-а, что привело к недопущению получения хозяйствующими субъектами рассматриваемого вида субсидий, а также могло привести к ограничению иных потенциальных претендентов на получение субсидий и как следствие к недопущению (ограничению) конкуренции.
2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в виду того, что областной бюджет Костромской области на 2012 год на момент принятия настоящего решения исполнен.
3. Передать материалы дела №04-24/1134 должностному лицу Костромского УФАС России, уполномоченному в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с выявленным нарушением антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии                 ________________          

Члены Комиссии:                            ________________             

                                                      _______________         

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №04-24/1134 о нарушении антимонопольного законодательства

г.Кострома
(место вынесения)
Резолютивная часть решения оглашена  12 августа 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 26 августа 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – комиссия, Костромское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области;
члены комиссии:
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти,
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти,
При участии в заседании:
от заявителя – прокуратуры Костромской области, советник юстиции, старший прокурор отдела прокуратуры Костромской области (служебное удостоверение №131223);
от ответчика – Департамента агропромышленного комплекса Костромской области главный специалист – эксперт правового отдела Департамента (доверенность от 15.07.2013 года №11),
рассмотрев материалы дела № 04-24/1134, возбужденного приказом Управления от 07.06.2013 г. №71 в отношении Департамента агропромышленного комплекса Костромской области (156961, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д.37) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступили материалы проверки, представленные прокуратурой Костромской области (вх. №1174 от 03.04.2013 г.) области для рассмотрения на предмет нарушения антимонопольного законодательства в действиях Департамента агропромышленного комплекса Костромской области при предоставлении в 2012 году субсидий сельскохозяйственным производителям на приобретение сельскохозяйственной техники.
В рамках рассмотрения настоящего обращения, установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации Костромской области от 10.03.2011 г. №71-а утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку животноводства и племенного дела в 2012 году, на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с пунктом 3 главы 2 Порядка главным распорядителем средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из областного бюджета, является Департамент агропромышленного комплекса Костромской области (далее по тексту – Департамент, ответчик).
Согласно пункта 10 главы 4 Порядка для получения субсидий лица, указанные в пункте 4 настоящего Порядка (далее - заявитель), представляют в Департамент по адресу: 156961, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д. 37 в сроки, установленные департаментом, заявление на предоставление субсидии и заверенные копии документов согласно перечню, определенному департаментом. Сроки предоставления документов и перечень документов, необходимых для получения субсидий, устанавливаются нормативным правовым актом Департамента.
Перечень документов и сроки их предоставления установлены приказом директора Департамента от 16.05.2012 г. №57 «О реализации постановления администрации Костромской области от 10.03.2011 г. №71-а». Перечень и сроки предоставления документов на предоставление рассматриваемого вида субсидий указаны в приложении №1 к приказу. Указанный акт был опубликован в информационном бюллетене «СП – нормативные документы» от 25.05.2012 г.№20 (381).
Приказом директора Департамента от 17.12.2012 г. №139-а в приказ №57 внесены изменения относительно перечня документов, необходимых для подачи заявления на получение субсидии и срока подачи заявлений. Срок подачи заявлений на получение субсидий был продлен до 28.12.2012 года. Пунктом 5 данного приказа регламентировано, что настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
29.12.2012 года Департаментом было принято решение о предоставлении субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в отношении ООО «Агрофирма «Планета», ПК «колхоз «Сумароковский», ООО «Междуречье», ООО «Воскресенье Агро» и иных хозяйствующих субъектов.
При этом, приказ Департамента №139-а от 17.12.2012 года, которым был продлен срок подачи заявок на получение субсидий в официальном печатном издании был опубликован лишь 08.02.2013 года, то есть после окончания срока подачи документов на получение рассматриваемого вида субсидий.
Рассматриваемые действия Департамента, выразившиеся в непринятии мер по своевременному и надлежащему обеспечению публичности принятого акта привели (могли привести) к ограничению конкуренции, так как иные сельхозпроизводители, имеющие намерение претендовать на получение означенного вида субсидий не были надлежащим образом извещены о продлении сроков подачи заявлений на получение субсидий.
На основании вышеустановленных фактов, Костромское УФАС России возбудило в отношении Департамента дело №04-24/1134 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В рамках рассмотрения настоящего дела заявитель поддержал доводы, изложенные в обращении, в дополнение указав, что в рамках проведенной прокуратурой Костромской области проверки  также было установлено, что 12.07.2012 года ООО «АПК Никольское» обратилось в адрес Департамента с заявлением о предоставлении субсидий на компенсацию части затрат на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования с приложением всех необходимых документов. Департамент письмом в адрес заявителя от 24.07.2012 года №01-23/678 отказало в предоставлении субсидии по причине недостаточного объема средств областного бюджета, выделенное на данное мероприятие господдержки. 29.12.2012 года по итогам рассмотрения того же заявления Общества Департамент вновь отказал предприятию в субсидировании части затрат по причине несоответствия условиям предоставления субсидии (отсутствие отчетности о наличии посевных площадей). По мнению представителя прокуратуры, описанные действия Департамента не соответствуют порядку рассмотрения подобного рода заявлений и привели к недопущению получения указанным хозяйствующим субъектом рассматриваемого вида субсидий.
В письменных пояснениях по существу рассматриваемого дела ответчик, не соглашаясь с фактом совершения вменяемого правонарушения, обратил внимание комиссии на следующее:  в соответствии с пунктом 5 Приказа Департамента №139-а, данный приказ вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию. В данном случае, была нарушена процедура размещения  нормативного правового акта в средствах массовой информации. В свою очередь, приказы Департамента подлежали размещению на официальном сайте Департамента. Нарушение процедуры не привело к нарушению условий и порядка предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Нарушение процедуры опубликования нормативного правового акта Департамента в установленные сроки было связано со структурными и кадровыми изменениями в Департаменте. Кадровый состав Департамента обновился на 70%. Основные кадровые изменения пришлись на период 4 квартала 2012 года и 1 квартал 2013 года. В подтверждение данной позиции Департаментом представлены копии приказов о назначении на должности государственной гражданской службы сотрудников Департамента. Учитывая изложенное, а также отсутствие наступивших негативных последствий несвоевременного опубликования, отсутствие обжалования действий Департамента со стороны получателей государственной поддержки Департамент просил учесть при рассмотрении дела в качестве смягчающих обстоятельств кадровые изменения в Департаменте и большие объемы работы в период окончания финансового года (2012 года).
По факту отказа хозяйствующим субъектам в предоставлении субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования  по причине отсутствия посевных площадей и непредставления отчетности по посевным площадям заявителями Департамент пояснил следующее.
В соответствии с главой 3 Порядка субсидии предоставляются при условии предоставления заявителем отчетности о финансово – экономическом состоянии и при сохранении посевных площадей на уровне года, предшествующему году обращения за субсидией. Вместе с тем, рассматривая вопрос о сроке повторного обращения за предоставлением субсидии при устранении причин, послуживших основанием для отказа (несоответствие условиям – отсутствие посевных площадей)  Департамент отмечалось, что устранить данные причины отказа заявители не могли, поскольку посевные площади у них вовсе отсутствовали. При этом, информацию о состоянии, наличии или отсутствии посевных площадей у сельскохозяйственных товаропроизводителей Департамент получает в рамках взаимодействия с отделами муниципальных районов. Таким образом, представитель Департамента с доводами обращения прокуратуры не согласен.
В заседании комиссии представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, Комиссия Костромского УФАС России по настоящему делу пришла к следующим выводам.
Пунктом 44 части 1 статьи 44 Закона Костромской области от 28.12.2011 года №168-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2012 год» установлено, что  субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в пределах предусмотренных настоящим Законом бюджетных ассигнований главных распорядителей средств областного бюджета, осуществляющих функции в соответствующей сфере деятельности, в порядке, утверждаемом администрацией Костромской области, в случаях осуществления расходов, в том числе на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования.
В соответствии с приложением №6 к указанному Закону по целевой статье расходов 2603400 предусмотрены сметные назначения на предоставление субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в сумме 26 150,7 тысяч рублей.
Воисполнение части 1 статьи 14 Закона Костромской области администрацией Костромской области принято постановление от 10.03.2011 года №71-а «О предоставлении субсидий из областного бюджета на поддержку животноводства и племенного дела на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в 2012 году».
Данным постановлением утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в 2012 году, являющемся приложением №4 к означенному постановлению (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с пунктом 3 главы 1 Порядка главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субсидий является Департамент агропромышленного комплекса Костромской области.
Согласно пункта 10 главы 4 Порядка для получения субсидий лица, указанные в пункте 4 настоящего Порядка (далее - заявитель), представляют в Департамент по адресу: 156961, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д. 37 в сроки, установленные департаментом, заявление на предоставление субсидии и заверенные копии документов согласно перечню, определенному департаментом. Сроки предоставления документов и перечень документов, необходимых для получения субсидий, устанавливаются нормативным правовым актом Департамента.
Нормативно – правовым актом Департамента (приказом Департамента от 16.05.2012 г. №57 «О реализации постановления администрации Костромской области от 10.03.2011 г. №71-а») утвержден перечень документов и сроки их предоставления. Перечень и сроки предоставления документов на предоставление рассматриваемого вида субсидий указаны в приложении №1 к приказу. Указанный нормативный акт был опубликован в информационном бюллетене «СП – нормативные документы» от 25.05.2012 г.№20 (381).
Приказом директора Департамента от 17.12.2012 г. №139-а в приказ №57 внесены изменения относительно перечня документов, необходимых для подачи заявления на получение субсидии и срока подачи заявлений. Срок подачи заявлений на получение субсидий был продлен до 28.12.2012 года. Пунктом 5 данного приказа регламентировано, что настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
29.12.2012 года Департаментом было принято решение о предоставлении субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в отношении ООО «Агрофирма «Планета», ПК «колхоз «Сумароковский», ООО «Междуречье», ООО «Воскресенье Агро» и иных хозяйствующих субъектов.
Причем, приказ Департамента №139-а от 17.12.2012 года в официальном печатном издании был опубликован после окончания срока подачи документов на получение рассматриваемого вида субсидий, а именно 08.02.2013 года.
Проводя аналогию в датах публикации приказов Департамента №57 и №139-а Комиссией установлено, что первый был опубликован в официальном печатном издании спустя 10 дней после подписания, а приказ Департамента №139-а подлежал публикации по истечении 1,5 месяцев с момента его подписания должностным лицом. Обстоятельство несвоевременной публикации нормативно – правового акта Департамента признано ответчиком и не оспаривается сторонами по делу.
В соответствии с пп. 5 п. 2 постановления администрации Костромской области от 18.06.2007 г. №132-а «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов Костромской области» исполнительные органы государственной власти Костромской области обязаны направлять копии своих нормативных правовых актов на бумажных носителях и в электронном виде в 7-дневный срок со дня их принятия, а также официальные издания, в которых публикуются указанные акты, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области, прокуратуру Костромской области. В виду того, что нормативный акт Департамента (приказ №139-а) был опубликован 08.02.2013 года, в установленный 7-дневный срок со дня его принятия (то есть с 17.12.2012 г.) он не направлялся в контролирующие органы для его последующего оформления и придания ему нормативного статуса, что не опровергается ответчиком.
Указанный довод доказывает также несоблюдение Департаментом отдельных положений нормативного акта субъекта, обязательного для исполнения исполнительными органами государственной власти Костромской области, которым является Департамент в силу Положения о Департаменте агропромышленного комплекса Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 09.07.2012 г. №153.
Опровергая довод ответчика, согласно которого рассматриваемые действия Департамента не привели к ограничению хозяйствующих субъектов к получению рассматриваемого вида субсидий Комиссия антимонопольного органа находит несоответствующим действительности исходя из следующего.
Согласно журнала регистрации заявлений на предоставление субсидий из областного бюджета в 2012 году (дело по номенклатуре №02-43 том №1) с заявления от сельхозтоваропроизводителей начали поступать в Департамент с 19.06.2012 года. Всего в период с 19.06.2012 по 28.11.2012 года в Департамент с поступило 64 заявления о предоставлении рассматриваемого вида субсидий. Согласно журнала регистрации в означенный период всем хозяйствующим субъектам было отказано в предоставлении данного вида субсидий в виду  недостаточного объема средств областного бюджета. Что подтверждено представителем Департамента в рамках рассмотрения дела.
В последующем ответчиком заявки, по которым Департаментом ранее было отказано в предоставлении субсидий в виду недостаточного объема средств бюджета были вновь приняты к повторному рассмотрению и были занесены в журнал регистрации, с датой регистрации 27.12.2012 года.
В свою очередь, положениями Порядка регламентированы строго определенные действия должностных лиц Департамента при рассмотрении подобного рода заявлений.
Так, в соответствии с пунктами 11,12 главы 4 Порядка Департамент в день поступления заявления с прилагаемыми к нему документами регистрирует их в порядке очередности поступления в специальном пронумерованном, прошнурованном и заверенном печатью департамента журнале. Департамент рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы в течение 10 рабочих дней со дня их поступления и принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии, о чем письменно уведомляет заявителя в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
Пунктом 13 Порядка регламентированы основания для отказа в предоставлении субсидии:1) несоответствие условиям предоставления субсидий, установленным главой 3 настоящего Порядка; 2) представление не в полном объеме документов, установленных соответствующим нормативным правовым актом департамента; 3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; 4) представление документов с нарушением сроков, установленных соответствующим нормативным правовым актом департамента.
Главой 3 Порядка установлены условия предоставления субсидий, которыми являются: 1) отсутствие просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на 1-е число месяца обращения за субсидией; 2) отсутствие просроченной задолженности по заработной плате работникам на 1-е число месяца обращения за субсидией; 3) представление в департамент отчетов по формам сельскохозяйственной отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей, которые утверждены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на очередной финансовый год, в сроки, установленные департаментом; 4) сохранение посевных площадей на уровне года, предшествующего году обращения за субсидией.
Таким образом, законодателем был предусмотрен исчерпывающий перечень условий, при выполнении которых выплачиваются субсидии. В противоречие приведенного правоположения должностными лицами Департамента в обоснование отказа предоставления субсидий применялось такое основание, как недостаточный объем средств областного бюджета, который не поименован в основаниях и условиях отказа в предоставлении рассматриваемого вида субсидий. Изложенное подтверждает несоблюдение должностными лицами Департамента регламентированного порядка рассмотрения заявлений о предоставлении субсидий. Вместе с тем, в случае рассмотрения заявлений в установленном порядке и указания отказа предоставления субсидий в соответствии с пунктом 13 Порядка, хозяйствующие субъекты, у которых имелись недостатки в оформлении документов имели возможность устранить допущенные недостатки и обратиться повторно за предоставлением субсидий, что установлено пунктом 14 Порядка. Однако, в отсутствие публикации приказа Департамента №139-а в официальном печатном издании не могли знать о продлении сроков подачи заявлений на предоставление субсидий. Описанные действия Департамента не соответствуют порядку рассмотрения подобного рода заявлений и привели к недопущению получения хозяйствующими субъектами рассматриваемого вида субсидий
Представленными Департаментом материалами установлено, что в пределах территории субъекта деятельность в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции осуществляют около 376 сельхозпроизводителей. Согласно журнала регистрации всего зарегистрировано 72 заявления, поступивших от хозяйствующих субъектов, причем некоторые хозяйствующие субъекты, такие как «Воскресенье – Агро» Буйского района, «Агрофирма планета» Буйский район подали несколько заявлений о предоставлении субсидий.
Таким образом, Комиссия констатирует, что совокупностью установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств подтверждается, что права потенциальных претендентов, а также права хозяйствующих субъектов обратившихся за предоставлением субсидий были нарушены.
Непринятие мер по своевременной публикации приказа Департамента  №139-а, являющегося нормативно – правовым актом не обеспечило необходимой публичности, открытости и прозрачности. При предоставлении субсидий был исключен главный принцип – принцип эффективности, равнодоступности всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также гласности и обоснованности в определении критериев государственной поддержки агропромышленного комплекса.
Материалами дела установлено и подтверждено документально, что в Департамент поступали жалобы от сельхозтоваропроизводителей, не  реализовавших своего права на получение данного вида субсидий (обращение ООО «АПК Никольское» от 13.02.2013 г., ПХ «Нерехтское» исх. №150 от 14.06.2013 г.).
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  устанавливает, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
Статьей 5 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. №336-ЗКО «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Костромской области» одними из принципов государственной поддержки АПК области являются равная доступность государственной поддержки для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей и гласность и обоснованность в определении критериев государственной поддержки агропромышленного комплекса.
В рассматриваемом случае достаточным основанием для признания факта нарушения Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Комиссия Костромского УФАС России, считает что несоблюдение порядка рассмотрения заявлений на получение субсидий, а также несвоевременная публикация приказа Департамента №139-а нарушает запрет статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части не допущения осуществления действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Комиссия Управления находит действия Департамента не допустимыми в силу норм законодательства Российской Федерации, а также законодательства субъекта Российской Федерации и нарушающими права неопределенного круга лиц, в части лишения их права на получение субсидий.
Резюмируя вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  в действиях Департамента.
В виду того, что бюджет Костромской области на 2012 год на момент принятия настоящего решения исполнен, соответственно основания для выдачи предписания отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушение Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области (156961, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д.37) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в 2012 году, а также в непринятии мер по своевременной публикации в официальном печатном издании приказа Департамента от 17.12.2012 года №139-а, что привело к недопущению получения хозяйствующими субъектами рассматриваемого вида субсидий, а также могло привести к ограничению иных потенциальных претендентов на получение субсидий и как следствие к недопущению (ограничению) конкуренции.
2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в виду того, что областной бюджет Костромской области на 2012 год на момент принятия настоящего решения исполнен.
3. Передать материалы дела №04-24/1134 должностному лицу Костромского УФАС России, уполномоченному в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с выявленным нарушением антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии                 ________________          

Члены Комиссии:                            ________________             

                                                      _______________         

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-24/1134 [format] => [safe_value] => 04-24/1134 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 343 [uid] => 5 [filename] => reshenie_po_delu_04-24_1134.doc [uri] => public://solution/2013/08/29/reshenie_po_delu_04-24_1134.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 99840 [status] => 1 [timestamp] => 1377757051 [origname] => reshenie_po_delu_04-24_1134.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => Решение по делу № 04-24/1134 от 26 августа 2013 года в отношении Департамента агропромышленного комплекса Костромской области ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-29 05:57:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-26 05:57:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1377757051 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Костромское УФАС России )