Решение по делу № ВД 07-82/1083 от 21 декабря 2012 года в отношении ОАО Банк «РОСТ»

Номер дела: 07-82/1083
Дата публикации: 25 декабря 2012, 15:00

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 10.12.2012 г.      
Дата изготовления решения: 21.12.2012 г.        г. Кострома


Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии — Белова Д.Ю., и.о. руководителя управления,
члены Комиссии: Дмитриева Т.А. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, Баданова И.Н.- главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела № ВД 07-82/1083, возбужденного в отношении ОАО Банк «РОСТ» (109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 4, стр. 1) (далее - Банк), о нарушении требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителя Банка <…> (доверенность №б/н от 06.08.2010 г.), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,
УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Костромского УФАС России от 13.08.2012 г. №89 «О проведении контрольного мероприятия» в период с 20.08.2012 г. по 24.08.2012 г. проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) ООО «Гольфстрим».
В ходе проведения данной проверки установлено, что ООО «Гольфстрим» осуществляет основную деятельность в области радиовещания и является учредителем средства массовой информации – радиоканала «Гольфстрим-FM».
При проведении анализа представленных аудиозаписей рекламных сообщений, размещенных в эфирах СМИ «Гольфстрим-FM», на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе, Инспекция Костромского УФАС России, в том числе, выявила следующее.
В период с 14.11.2011 по 31.12.2011 г. размещалось рекламное сообщение (хр. 30 сек.) ОАО Банк «РОСТ» текстового содержания «Внимание сенсация * Банк Рост представляет вклад года * откройте вклад «Рост 2011» и получите 11% годовых * Банк Рост * 11% годовых* предложение действует до конца года * Банк Рост * у. Советская, 19, тел. 31-91-77 * подробности на сайте www.rostbank.ru * участник системы обязательного страхования вкладов * лицензия Банка России №2589».
Реклама — это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
В соответствии со ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Указанная выше информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
 адресована неопределенному кругу лиц и направлена на продвижение такого товара, как квартиры, при покупке которого возможна оплата в виде ипотеки,
 распространяется с помощью средства массовой информации - радиоканал.
Из текста данной рекламы следует, что:
 кредитная организация под коммерческим обозначением «Банк РОСТ» оказывает услугу по привлечению денежных средств во вклад «Рост 2011»;
 потребителям рекламы гарантируется получение 11% годовых;
 организационно-правовая форма кредитной организации «Банк РОСТ» (Открытое акционерное общество - ОАО) не указана.
Рассматриваемая реклама размещена в эфирах – региональных окнах СМИ «Гольфстрим-FM», предоставляемых СМИ - радиоканалом «Дорожное радио» согласно договора №124 на оказание услуг по размещению рекламных материалов от 01.11.2011 г., заключенного между ООО «Гольфстрим» и ОАО Банк «РОСТ» в лице управляющего Филиалом ОАО Банк «РОСТ» в г. Костроме <…>
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их общество.
Согласно ст. 55 ГК РФ филиалы не являются юридическими лицами.
На основании вышеизложенного, согласно материалам дела, п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО Банк «РОСТ».
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО Банк «РОСТ» является финансовой организацией.  
Следовательно, реклама указанной деятельности должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 Закона о рекламе, устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридических лиц — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).
Таким образом, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Пункт 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1  «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 ГК РФ  Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.
Части 1, 2, 3 ст. 1473 ГК гласят:
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Таким образом, наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица.
Согласно устава Общества, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года Общество имеет полное наименование – АКЦИОНЕРНЫЙ БАНК «РОСТ» (ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО) и сокращенное наименование - ОАО Банк «РОСТ».
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего финансовую услугу по привлечению денежных средств во вклады (финансовую услугу), что свидетельствует о нарушении Обществом части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Нарушение Обществом требований пункта 1 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которого реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующих договоров, в ходе рассмотрения данного дела не подтвердилось, т.к. рекламируемая доходность вложений определена на момент заключения договора банковского вклада «РОСТ 2011» (с ежемесячной выплатой процентов).

Рассматриваемая реклама содержит только часть условий её оказания (процентная ставка – 11%), влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (валюта вклада – рубли; минимальная сумма вклада – 50 000 руб., максимальная сумма вклада – 30 000 руб.; срок вклада – 365 дней; пролонгация договора вклада не предусмотрена; возможность пополнения вклада либо частичного изъятия не предусмотрена; снятие вклада иди его части в течение срока действия договора считается досрочным расторжением вклада, при досрочном расторжении договора вклада производится перерасчет начисленных процентов за фактический срок вклада согласно утвержденной сетке процентных ставок: до 185 дней – по ставке вклада до востребования, действующей на дату расторжения договора, от 185 включительно – 4%), в рассматриваемой рекламе отсутствуют, что является нарушением требований п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, не допускается умолчание в рекламе информации, которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод о свойствах рекламируемого товара.
Поскольку распространенная Банком реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания рассматриваемой услуги не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
На основании вышеизложенного, рекламодателем – ОАО Банк «РОСТ» нарушено законодательство о рекламе, а именно  ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель – ОАО Банк «РОСТ».
В соответствии с частью  4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО Банк «РОСТ» текстового содержания «Внимание сенсация * Банк Рост представляет вклад года * откройте вклад «Рост 2011» и получите 11% годовых * Банк Рост * 11% годовых* предложение действует до конца года * Банк Рост * у. Советская, 19, тел. 31-91-77 * подробности на сайте www.rostbank.ru * участник системы обязательного страхования вкладов * лицензия Банка России №2589», в эфирах – региональных окнах СМИ «Гольфстрим-FM», предоставляемых СМИ - радиоканалом «Дорожное радио» в период с 14.11.2011 по 31.12.2011 г., поскольку нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заместитель председателя Комиссии
Д.Ю. Белов
Члены Комиссии
Т.А. Дмитриева
И.Н. Баданова

Файлы для скачивания

Решение по делу № ВД 07-82/1083 от 21 декабря 2012 года в отношении ОАО Банк «РОСТ»
Тип файла: doc
Размер файла: 0.07 МБ
stdClass Object ( [vid] => 7384 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № ВД 07-82/1083 от 21 декабря 2012 года в отношении ОАО Банк «РОСТ» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7384 [type] => solution [language] => ru [created] => 1378119778 [changed] => 1378987462 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1378987462 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 10.12.2012 г.      
Дата изготовления решения: 21.12.2012 г.        г. Кострома


Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии — Белова Д.Ю., и.о. руководителя управления,
члены Комиссии: Дмитриева Т.А. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, Баданова И.Н.- главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела № ВД 07-82/1083, возбужденного в отношении ОАО Банк «РОСТ» (109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 4, стр. 1) (далее - Банк), о нарушении требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителя Банка <…> (доверенность №б/н от 06.08.2010 г.), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,
УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Костромского УФАС России от 13.08.2012 г. №89 «О проведении контрольного мероприятия» в период с 20.08.2012 г. по 24.08.2012 г. проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) ООО «Гольфстрим».
В ходе проведения данной проверки установлено, что ООО «Гольфстрим» осуществляет основную деятельность в области радиовещания и является учредителем средства массовой информации – радиоканала «Гольфстрим-FM».
При проведении анализа представленных аудиозаписей рекламных сообщений, размещенных в эфирах СМИ «Гольфстрим-FM», на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе, Инспекция Костромского УФАС России, в том числе, выявила следующее.
В период с 14.11.2011 по 31.12.2011 г. размещалось рекламное сообщение (хр. 30 сек.) ОАО Банк «РОСТ» текстового содержания «Внимание сенсация * Банк Рост представляет вклад года * откройте вклад «Рост 2011» и получите 11% годовых * Банк Рост * 11% годовых* предложение действует до конца года * Банк Рост * у. Советская, 19, тел. 31-91-77 * подробности на сайте www.rostbank.ru * участник системы обязательного страхования вкладов * лицензия Банка России №2589».
Реклама — это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
В соответствии со ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Указанная выше информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
 адресована неопределенному кругу лиц и направлена на продвижение такого товара, как квартиры, при покупке которого возможна оплата в виде ипотеки,
 распространяется с помощью средства массовой информации - радиоканал.
Из текста данной рекламы следует, что:
 кредитная организация под коммерческим обозначением «Банк РОСТ» оказывает услугу по привлечению денежных средств во вклад «Рост 2011»;
 потребителям рекламы гарантируется получение 11% годовых;
 организационно-правовая форма кредитной организации «Банк РОСТ» (Открытое акционерное общество - ОАО) не указана.
Рассматриваемая реклама размещена в эфирах – региональных окнах СМИ «Гольфстрим-FM», предоставляемых СМИ - радиоканалом «Дорожное радио» согласно договора №124 на оказание услуг по размещению рекламных материалов от 01.11.2011 г., заключенного между ООО «Гольфстрим» и ОАО Банк «РОСТ» в лице управляющего Филиалом ОАО Банк «РОСТ» в г. Костроме <…>
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их общество.
Согласно ст. 55 ГК РФ филиалы не являются юридическими лицами.
На основании вышеизложенного, согласно материалам дела, п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО Банк «РОСТ».
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО Банк «РОСТ» является финансовой организацией.  
Следовательно, реклама указанной деятельности должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 Закона о рекламе, устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридических лиц — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).
Таким образом, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Пункт 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1  «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 ГК РФ  Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.
Части 1, 2, 3 ст. 1473 ГК гласят:
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Таким образом, наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица.
Согласно устава Общества, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года Общество имеет полное наименование – АКЦИОНЕРНЫЙ БАНК «РОСТ» (ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО) и сокращенное наименование - ОАО Банк «РОСТ».
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего финансовую услугу по привлечению денежных средств во вклады (финансовую услугу), что свидетельствует о нарушении Обществом части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Нарушение Обществом требований пункта 1 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которого реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующих договоров, в ходе рассмотрения данного дела не подтвердилось, т.к. рекламируемая доходность вложений определена на момент заключения договора банковского вклада «РОСТ 2011» (с ежемесячной выплатой процентов).

Рассматриваемая реклама содержит только часть условий её оказания (процентная ставка – 11%), влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (валюта вклада – рубли; минимальная сумма вклада – 50 000 руб., максимальная сумма вклада – 30 000 руб.; срок вклада – 365 дней; пролонгация договора вклада не предусмотрена; возможность пополнения вклада либо частичного изъятия не предусмотрена; снятие вклада иди его части в течение срока действия договора считается досрочным расторжением вклада, при досрочном расторжении договора вклада производится перерасчет начисленных процентов за фактический срок вклада согласно утвержденной сетке процентных ставок: до 185 дней – по ставке вклада до востребования, действующей на дату расторжения договора, от 185 включительно – 4%), в рассматриваемой рекламе отсутствуют, что является нарушением требований п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, не допускается умолчание в рекламе информации, которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод о свойствах рекламируемого товара.
Поскольку распространенная Банком реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания рассматриваемой услуги не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
На основании вышеизложенного, рекламодателем – ОАО Банк «РОСТ» нарушено законодательство о рекламе, а именно  ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель – ОАО Банк «РОСТ».
В соответствии с частью  4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО Банк «РОСТ» текстового содержания «Внимание сенсация * Банк Рост представляет вклад года * откройте вклад «Рост 2011» и получите 11% годовых * Банк Рост * 11% годовых* предложение действует до конца года * Банк Рост * у. Советская, 19, тел. 31-91-77 * подробности на сайте www.rostbank.ru * участник системы обязательного страхования вкладов * лицензия Банка России №2589», в эфирах – региональных окнах СМИ «Гольфстрим-FM», предоставляемых СМИ - радиоканалом «Дорожное радио» в период с 14.11.2011 по 31.12.2011 г., поскольку нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заместитель председателя Комиссии
Д.Ю. Белов
Члены Комиссии
Т.А. Дмитриева
И.Н. Баданова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 10.12.2012 г.      
Дата изготовления решения: 21.12.2012 г.        г. Кострома

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии — Белова Д.Ю., и.о. руководителя управления,
члены Комиссии: Дмитриева Т.А. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, Баданова И.Н.- главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела № ВД 07-82/1083, возбужденного в отношении ОАО Банк «РОСТ» (109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 4, стр. 1) (далее - Банк), о нарушении требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителя Банка <…> (доверенность №б/н от 06.08.2010 г.), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,
УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Костромского УФАС России от 13.08.2012 г. №89 «О проведении контрольного мероприятия» в период с 20.08.2012 г. по 24.08.2012 г. проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) ООО «Гольфстрим».
В ходе проведения данной проверки установлено, что ООО «Гольфстрим» осуществляет основную деятельность в области радиовещания и является учредителем средства массовой информации – радиоканала «Гольфстрим-FM».
При проведении анализа представленных аудиозаписей рекламных сообщений, размещенных в эфирах СМИ «Гольфстрим-FM», на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе, Инспекция Костромского УФАС России, в том числе, выявила следующее.
В период с 14.11.2011 по 31.12.2011 г. размещалось рекламное сообщение (хр. 30 сек.) ОАО Банк «РОСТ» текстового содержания «Внимание сенсация * Банк Рост представляет вклад года * откройте вклад «Рост 2011» и получите 11% годовых * Банк Рост * 11% годовых* предложение действует до конца года * Банк Рост * у. Советская, 19, тел. 31-91-77 * подробности на сайте www.rostbank.ru * участник системы обязательного страхования вкладов * лицензия Банка России №2589».
Реклама — это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
В соответствии со ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Указанная выше информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
 адресована неопределенному кругу лиц и направлена на продвижение такого товара, как квартиры, при покупке которого возможна оплата в виде ипотеки,
 распространяется с помощью средства массовой информации - радиоканал.
Из текста данной рекламы следует, что:
 кредитная организация под коммерческим обозначением «Банк РОСТ» оказывает услугу по привлечению денежных средств во вклад «Рост 2011»;
 потребителям рекламы гарантируется получение 11% годовых;
 организационно-правовая форма кредитной организации «Банк РОСТ» (Открытое акционерное общество - ОАО) не указана.
Рассматриваемая реклама размещена в эфирах – региональных окнах СМИ «Гольфстрим-FM», предоставляемых СМИ - радиоканалом «Дорожное радио» согласно договора №124 на оказание услуг по размещению рекламных материалов от 01.11.2011 г., заключенного между ООО «Гольфстрим» и ОАО Банк «РОСТ» в лице управляющего Филиалом ОАО Банк «РОСТ» в г. Костроме <…>
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их общество.
Согласно ст. 55 ГК РФ филиалы не являются юридическими лицами.
На основании вышеизложенного, согласно материалам дела, п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО Банк «РОСТ».
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО Банк «РОСТ» является финансовой организацией.  
Следовательно, реклама указанной деятельности должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 Закона о рекламе, устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридических лиц — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).
Таким образом, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Пункт 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1  «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 ГК РФ  Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.
Части 1, 2, 3 ст. 1473 ГК гласят:
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Таким образом, наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица.
Согласно устава Общества, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года Общество имеет полное наименование – АКЦИОНЕРНЫЙ БАНК «РОСТ» (ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО) и сокращенное наименование - ОАО Банк «РОСТ».
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего финансовую услугу по привлечению денежных средств во вклады (финансовую услугу), что свидетельствует о нарушении Обществом части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Нарушение Обществом требований пункта 1 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которого реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующих договоров, в ходе рассмотрения данного дела не подтвердилось, т.к. рекламируемая доходность вложений определена на момент заключения договора банковского вклада «РОСТ 2011» (с ежемесячной выплатой процентов).

Рассматриваемая реклама содержит только часть условий её оказания (процентная ставка – 11%), влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (валюта вклада – рубли; минимальная сумма вклада – 50 000 руб., максимальная сумма вклада – 30 000 руб.; срок вклада – 365 дней; пролонгация договора вклада не предусмотрена; возможность пополнения вклада либо частичного изъятия не предусмотрена; снятие вклада иди его части в течение срока действия договора считается досрочным расторжением вклада, при досрочном расторжении договора вклада производится перерасчет начисленных процентов за фактический срок вклада согласно утвержденной сетке процентных ставок: до 185 дней – по ставке вклада до востребования, действующей на дату расторжения договора, от 185 включительно – 4%), в рассматриваемой рекламе отсутствуют, что является нарушением требований п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, не допускается умолчание в рекламе информации, которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод о свойствах рекламируемого товара.
Поскольку распространенная Банком реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания рассматриваемой услуги не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
На основании вышеизложенного, рекламодателем – ОАО Банк «РОСТ» нарушено законодательство о рекламе, а именно  ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель – ОАО Банк «РОСТ».
В соответствии с частью  4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО Банк «РОСТ» текстового содержания «Внимание сенсация * Банк Рост представляет вклад года * откройте вклад «Рост 2011» и получите 11% годовых * Банк Рост * 11% годовых* предложение действует до конца года * Банк Рост * у. Советская, 19, тел. 31-91-77 * подробности на сайте www.rostbank.ru * участник системы обязательного страхования вкладов * лицензия Банка России №2589», в эфирах – региональных окнах СМИ «Гольфстрим-FM», предоставляемых СМИ - радиоканалом «Дорожное радио» в период с 14.11.2011 по 31.12.2011 г., поскольку нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заместитель председателя Комиссии
Д.Ю. Белов
Члены Комиссии
Т.А. Дмитриева
И.Н. Баданова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 07-82/1083 [format] => [safe_value] => 07-82/1083 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 358 [uid] => 5 [filename] => reshenie_bank_rost.doc [uri] => public://solution/2013/09/02/reshenie_bank_rost.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 74240 [status] => 1 [timestamp] => 1378119778 [origname] => reshenie_bank_rost.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => Решение по делу № ВД 07-82/1083 от 21 декабря 2012 года в отношении ОАО Банк «РОСТ» ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-25 11:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-21 11:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1378119778 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Костромское УФАС России )