Решение по делу № ВД 07-15/1125 от 20 мая 2013 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО «Издательский дом»

Номер дела: 07-15/1125
Дата публикации: 23 мая 2013, 15:47

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 30.04.2013 г.      
Дата изготовления решения: 20.05.2013 г.        г. Кострома


Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии — Ревельцев О.В., руководитеь управления,
члены Комиссии: Дмитриева Т.А. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, Баданова И.Н.- главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела № ВД 07-15/1125, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО «Издательский дом» (ИНН 7606083015, г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 2, оф. 612) (далее - Общество), о нарушении требований, установленных ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии законного представителя Общества <…> (паспорт серии 24 04 №055752 выдан 06.01.2004 г. ОВД Ленинского района г. Иваново, решение учредителя ООО «Издательский дом» №1 от 09.03.2011 г.), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявления гражданки г. Шарьи о нарушении требований ст. 28 Закона о рекламе при размещении в печатном издании «Все для Вас - Шарья» №11 от 12.10.2012 г. на стр. №1 рекламы текстово-графического содержания «Грация * салон мебели * доставка и сборка по городу бесплатно * низкие цены * беспроцентная рассрочка * кредит * огромный выбор корпусной и мягкой мебели * г. Шарья, п. Ветлужский «Дом торговли» 2-й этаж * часы работы: с 09.00 до 18.00 * генеральная лицензия 3963 от 15.03.2004 г. СОВКОМ * 8-910-199-79-79» установлено следующее.
Согласно данным, представленным  ООО «Издательский дом» - издатель газеты «Все для Вас», под коммерческим обозначением «Грация» осуществляет деятельность Общество с ограниченной ответственностью «Грация».
В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из текста данной рекламы следует, что в салоне мебели «Грация» при покупке корпусной и мягкой мебели потребителю предоставляется кредит.
Кредит (от лат. credit - букв.: он верит) - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.
Из содержания распространенной Обществом информации, следует, что данная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к услугам, предоставляемым в салоне мебели «Грация», формированию и поддержанию интереса к ним и их продвижению на рынке.
Материалы дела свидетельствуют, что в спорном рекламном сообщении, распространяемом Обществом, отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском, т.к. согласно макета рассматриваемой рекламы, представленной Обществом, слово «СОВКОМБАНК» выполнено в следующей цветовой гамме: СОВКОМ – красным цветом, БАНК – фиолетовым цветом, который сливается с черным фоном, и не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и, тем более, уяснить указанную информацию в полном объёме не представляется возможным.
В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – ФЗ №395-1) понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Поскольку в распространенной Обществом рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых услуг «в кредит», а также указана такая информация, как «генеральная лицензия 3963 от 15.03.2004 г.», Комиссия Костромского УФАС России пришла к выводу о том, что такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги.
Согласно данным интернет-сайта: http://www.sovcombank.ru/about/obshhie_svedeniya полное наименование Совкомбанка  - Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционный коммерческий банк «Совкомбанк». Сокращенное наименование  - ООО ИКБ «Совкомбанк».
В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО ИКБ «Совкомбанк» является финансовой организацией.  
Следовательно, спорная реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Таким образом, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Пункт 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.
Согласно ст. 7 ФЗ №395-1 кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 ГК РФ  Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.
Части 1, 2, 3 ст. 1473 ГК гласят:
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Таким образом, наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица.
Указанный в рекламе товарный знак - «СОВКОМБАНК» не является ни полным, ни сокращенным наименованием, то есть не свидетельствует о соблюдении требований Закона о рекламе.
Часть 1 ст. 28 Закона о рекламе однозначно гласит, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг юридического лица должна содержать именно «наименование», следовательно, не допускается подмена одного понятия другим.
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего услугу по кредиту (финансовую услугу), что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно копии свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ №ТУ 44-00182 от 17.07.2012 г. рекламное издание – Газета «Всё для Вас - Шарья» (157500, г. Шарья, ул. Ленина, д. 83, 2-ой этаж)  зарегистрировано в качестве средства массовой информации, учредителем Газеты является <…>.
02.08.2012 г. гражданин <…> (Учредитель газеты «Все для Вас - Шарья») и ООО «Издательский дом» (Издатель газеты «Все для Вас - Шарья»), в лице генерального директора <…> заключили договор №б/н, определяющий статус, порядок и условия деятельности Издателя по изданию «Все для Вас - Шарья», а также взаимные права и обязанности Учредителя и Издателя по организационному, финансово-экономическому и профессиональному обеспечению издания СМИ.
Пункт 1.2. данного договора гласит, что Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе настоящего Договора, Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», Федерального закона от 13.01.1995 №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.  
Статья 21 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» гласит, что Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.
Согласно материалам дела, п. 2.1.2 договора №б/н от 02.08.2012 г., заключенного между учредителем СМИ и издателем, договора на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов №22 от 1608.2012 г., заключенного между Издателем – ООО «Издательский дом» и ООО «Грация», ООО «Издательский дом» самостоятельно организовывало, осуществляло размещение в газете «Все для Вас - Шарья» рекламных материалов.  
На основании вышеизложенного, в действиях рекламораспространителя -  ООО «Издательский дом» усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе, а именно  ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель, лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе), - ООО «Издательский дом».
В соответствии с частью  4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Грация» текстового содержания «Грация*салон мебели * доставка и сборка по городу бесплатно * низкие цены * беспроцентная рассрочка * кредит * огромный выбор корпусной и мягкой мебели * г. Шарья, п. Ветлужский «Дом торговли» 2-й этаж * часы работы: с 09.00 до 18.00 * генеральная лицензия 3963 от 15.03.2004 г. СОВКОМ * 8-910-199-79-79», распространявшуюся в печатном издании «Все для Вас» №11 от 12.10.2012 г. на стр. №1, поскольку нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
О.В. Ревельцев
Члены Комиссии
Т.А. Дмитриева
И.Н. Баданова

Файлы для скачивания

Решение по делу № ВД 07-15/1125 от 20 мая 2013 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО «Издательский дом»
Тип файла: doc
Размер файла: 0.08 МБ
stdClass Object ( [vid] => 7388 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № ВД 07-15/1125 от 20 мая 2013 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО «Издательский дом» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7388 [type] => solution [language] => ru [created] => 1378122575 [changed] => 1378987271 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1378987271 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 30.04.2013 г.      
Дата изготовления решения: 20.05.2013 г.        г. Кострома


Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии — Ревельцев О.В., руководитеь управления,
члены Комиссии: Дмитриева Т.А. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, Баданова И.Н.- главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела № ВД 07-15/1125, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО «Издательский дом» (ИНН 7606083015, г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 2, оф. 612) (далее - Общество), о нарушении требований, установленных ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии законного представителя Общества <…> (паспорт серии 24 04 №055752 выдан 06.01.2004 г. ОВД Ленинского района г. Иваново, решение учредителя ООО «Издательский дом» №1 от 09.03.2011 г.), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявления гражданки г. Шарьи о нарушении требований ст. 28 Закона о рекламе при размещении в печатном издании «Все для Вас - Шарья» №11 от 12.10.2012 г. на стр. №1 рекламы текстово-графического содержания «Грация * салон мебели * доставка и сборка по городу бесплатно * низкие цены * беспроцентная рассрочка * кредит * огромный выбор корпусной и мягкой мебели * г. Шарья, п. Ветлужский «Дом торговли» 2-й этаж * часы работы: с 09.00 до 18.00 * генеральная лицензия 3963 от 15.03.2004 г. СОВКОМ * 8-910-199-79-79» установлено следующее.
Согласно данным, представленным  ООО «Издательский дом» - издатель газеты «Все для Вас», под коммерческим обозначением «Грация» осуществляет деятельность Общество с ограниченной ответственностью «Грация».
В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из текста данной рекламы следует, что в салоне мебели «Грация» при покупке корпусной и мягкой мебели потребителю предоставляется кредит.
Кредит (от лат. credit - букв.: он верит) - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.
Из содержания распространенной Обществом информации, следует, что данная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к услугам, предоставляемым в салоне мебели «Грация», формированию и поддержанию интереса к ним и их продвижению на рынке.
Материалы дела свидетельствуют, что в спорном рекламном сообщении, распространяемом Обществом, отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском, т.к. согласно макета рассматриваемой рекламы, представленной Обществом, слово «СОВКОМБАНК» выполнено в следующей цветовой гамме: СОВКОМ – красным цветом, БАНК – фиолетовым цветом, который сливается с черным фоном, и не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и, тем более, уяснить указанную информацию в полном объёме не представляется возможным.
В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – ФЗ №395-1) понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Поскольку в распространенной Обществом рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых услуг «в кредит», а также указана такая информация, как «генеральная лицензия 3963 от 15.03.2004 г.», Комиссия Костромского УФАС России пришла к выводу о том, что такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги.
Согласно данным интернет-сайта: http://www.sovcombank.ru/about/obshhie_svedeniya полное наименование Совкомбанка  - Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционный коммерческий банк «Совкомбанк». Сокращенное наименование  - ООО ИКБ «Совкомбанк».
В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО ИКБ «Совкомбанк» является финансовой организацией.  
Следовательно, спорная реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Таким образом, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Пункт 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.
Согласно ст. 7 ФЗ №395-1 кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 ГК РФ  Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.
Части 1, 2, 3 ст. 1473 ГК гласят:
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Таким образом, наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица.
Указанный в рекламе товарный знак - «СОВКОМБАНК» не является ни полным, ни сокращенным наименованием, то есть не свидетельствует о соблюдении требований Закона о рекламе.
Часть 1 ст. 28 Закона о рекламе однозначно гласит, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг юридического лица должна содержать именно «наименование», следовательно, не допускается подмена одного понятия другим.
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего услугу по кредиту (финансовую услугу), что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно копии свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ №ТУ 44-00182 от 17.07.2012 г. рекламное издание – Газета «Всё для Вас - Шарья» (157500, г. Шарья, ул. Ленина, д. 83, 2-ой этаж)  зарегистрировано в качестве средства массовой информации, учредителем Газеты является <…>.
02.08.2012 г. гражданин <…> (Учредитель газеты «Все для Вас - Шарья») и ООО «Издательский дом» (Издатель газеты «Все для Вас - Шарья»), в лице генерального директора <…> заключили договор №б/н, определяющий статус, порядок и условия деятельности Издателя по изданию «Все для Вас - Шарья», а также взаимные права и обязанности Учредителя и Издателя по организационному, финансово-экономическому и профессиональному обеспечению издания СМИ.
Пункт 1.2. данного договора гласит, что Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе настоящего Договора, Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», Федерального закона от 13.01.1995 №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.  
Статья 21 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» гласит, что Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.
Согласно материалам дела, п. 2.1.2 договора №б/н от 02.08.2012 г., заключенного между учредителем СМИ и издателем, договора на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов №22 от 1608.2012 г., заключенного между Издателем – ООО «Издательский дом» и ООО «Грация», ООО «Издательский дом» самостоятельно организовывало, осуществляло размещение в газете «Все для Вас - Шарья» рекламных материалов.  
На основании вышеизложенного, в действиях рекламораспространителя -  ООО «Издательский дом» усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе, а именно  ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель, лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе), - ООО «Издательский дом».
В соответствии с частью  4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Грация» текстового содержания «Грация*салон мебели * доставка и сборка по городу бесплатно * низкие цены * беспроцентная рассрочка * кредит * огромный выбор корпусной и мягкой мебели * г. Шарья, п. Ветлужский «Дом торговли» 2-й этаж * часы работы: с 09.00 до 18.00 * генеральная лицензия 3963 от 15.03.2004 г. СОВКОМ * 8-910-199-79-79», распространявшуюся в печатном издании «Все для Вас» №11 от 12.10.2012 г. на стр. №1, поскольку нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
О.В. Ревельцев
Члены Комиссии
Т.А. Дмитриева
И.Н. Баданова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 30.04.2013 г.      
Дата изготовления решения: 20.05.2013 г.        г. Кострома

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии — Ревельцев О.В., руководитеь управления,
члены Комиссии: Дмитриева Т.А. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, Баданова И.Н.- главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела № ВД 07-15/1125, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО «Издательский дом» (ИНН 7606083015, г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 2, оф. 612) (далее - Общество), о нарушении требований, установленных ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии законного представителя Общества <…> (паспорт серии 24 04 №055752 выдан 06.01.2004 г. ОВД Ленинского района г. Иваново, решение учредителя ООО «Издательский дом» №1 от 09.03.2011 г.), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявления гражданки г. Шарьи о нарушении требований ст. 28 Закона о рекламе при размещении в печатном издании «Все для Вас - Шарья» №11 от 12.10.2012 г. на стр. №1 рекламы текстово-графического содержания «Грация * салон мебели * доставка и сборка по городу бесплатно * низкие цены * беспроцентная рассрочка * кредит * огромный выбор корпусной и мягкой мебели * г. Шарья, п. Ветлужский «Дом торговли» 2-й этаж * часы работы: с 09.00 до 18.00 * генеральная лицензия 3963 от 15.03.2004 г. СОВКОМ * 8-910-199-79-79» установлено следующее.
Согласно данным, представленным  ООО «Издательский дом» - издатель газеты «Все для Вас», под коммерческим обозначением «Грация» осуществляет деятельность Общество с ограниченной ответственностью «Грация».
В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из текста данной рекламы следует, что в салоне мебели «Грация» при покупке корпусной и мягкой мебели потребителю предоставляется кредит.
Кредит (от лат. credit - букв.: он верит) - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.
Из содержания распространенной Обществом информации, следует, что данная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к услугам, предоставляемым в салоне мебели «Грация», формированию и поддержанию интереса к ним и их продвижению на рынке.
Материалы дела свидетельствуют, что в спорном рекламном сообщении, распространяемом Обществом, отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском, т.к. согласно макета рассматриваемой рекламы, представленной Обществом, слово «СОВКОМБАНК» выполнено в следующей цветовой гамме: СОВКОМ – красным цветом, БАНК – фиолетовым цветом, который сливается с черным фоном, и не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и, тем более, уяснить указанную информацию в полном объёме не представляется возможным.
В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – ФЗ №395-1) понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Поскольку в распространенной Обществом рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых услуг «в кредит», а также указана такая информация, как «генеральная лицензия 3963 от 15.03.2004 г.», Комиссия Костромского УФАС России пришла к выводу о том, что такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги.
Согласно данным интернет-сайта: http://www.sovcombank.ru/about/obshhie_svedeniya полное наименование Совкомбанка  - Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционный коммерческий банк «Совкомбанк». Сокращенное наименование  - ООО ИКБ «Совкомбанк».
В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО ИКБ «Совкомбанк» является финансовой организацией.  
Следовательно, спорная реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Таким образом, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Пункт 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.
Согласно ст. 7 ФЗ №395-1 кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 ГК РФ  Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.
Части 1, 2, 3 ст. 1473 ГК гласят:
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Таким образом, наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица.
Указанный в рекламе товарный знак - «СОВКОМБАНК» не является ни полным, ни сокращенным наименованием, то есть не свидетельствует о соблюдении требований Закона о рекламе.
Часть 1 ст. 28 Закона о рекламе однозначно гласит, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг юридического лица должна содержать именно «наименование», следовательно, не допускается подмена одного понятия другим.
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего услугу по кредиту (финансовую услугу), что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно копии свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ №ТУ 44-00182 от 17.07.2012 г. рекламное издание – Газета «Всё для Вас - Шарья» (157500, г. Шарья, ул. Ленина, д. 83, 2-ой этаж)  зарегистрировано в качестве средства массовой информации, учредителем Газеты является <…>.
02.08.2012 г. гражданин <…> (Учредитель газеты «Все для Вас - Шарья») и ООО «Издательский дом» (Издатель газеты «Все для Вас - Шарья»), в лице генерального директора <…> заключили договор №б/н, определяющий статус, порядок и условия деятельности Издателя по изданию «Все для Вас - Шарья», а также взаимные права и обязанности Учредителя и Издателя по организационному, финансово-экономическому и профессиональному обеспечению издания СМИ.
Пункт 1.2. данного договора гласит, что Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе настоящего Договора, Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», Федерального закона от 13.01.1995 №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.  
Статья 21 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» гласит, что Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.
Согласно материалам дела, п. 2.1.2 договора №б/н от 02.08.2012 г., заключенного между учредителем СМИ и издателем, договора на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов №22 от 1608.2012 г., заключенного между Издателем – ООО «Издательский дом» и ООО «Грация», ООО «Издательский дом» самостоятельно организовывало, осуществляло размещение в газете «Все для Вас - Шарья» рекламных материалов.  
На основании вышеизложенного, в действиях рекламораспространителя -  ООО «Издательский дом» усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе, а именно  ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель, лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе), - ООО «Издательский дом».
В соответствии с частью  4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Грация» текстового содержания «Грация*салон мебели * доставка и сборка по городу бесплатно * низкие цены * беспроцентная рассрочка * кредит * огромный выбор корпусной и мягкой мебели * г. Шарья, п. Ветлужский «Дом торговли» 2-й этаж * часы работы: с 09.00 до 18.00 * генеральная лицензия 3963 от 15.03.2004 г. СОВКОМ * 8-910-199-79-79», распространявшуюся в печатном издании «Все для Вас» №11 от 12.10.2012 г. на стр. №1, поскольку нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
О.В. Ревельцев
Члены Комиссии
Т.А. Дмитриева
И.Н. Баданова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 07-15/1125 [format] => [safe_value] => 07-15/1125 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 363 [uid] => 5 [filename] => reshenie_ooo_izdatalskiy_dom.doc [uri] => public://solution/2013/09/02/reshenie_ooo_izdatalskiy_dom.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 78336 [status] => 1 [timestamp] => 1378122575 [origname] => reshenie_ooo_izdatalskiy_dom.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => Решение по делу № ВД 07-15/1125 от 20 мая 2013 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО «Издательский дом» ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-23 11:47:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-20 11:47:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1378122575 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Костромское УФАС России )