Решение по делу № 07-24/1208 от 23 мая 2014 года в отношении Индивидуального предпринимателя

Номер дела: 07-24/1208
Дата публикации: 27 мая 2014, 13:52

РЕШЕНИЕ


Дата оглашения решения: 23.05.2014 г.      
Дата изготовления решения: 05.06.2014 г.        г. Кострома


Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Ревельцев О.В., руководитель управления,
члены Комиссии: Белов Д.Ю. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля в сфере закупок, Баданова И.Н. – и.о. начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела №ВД 07-24/1208, возбужденного в отношении Индивидуального предпринимателя <…> (ОГРНИП <…>, <…>) о нарушении требований, установленных п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии (16.05.2014 г.) <…> (паспорт <…>), представителя – <…> (удостоверение адвоката №44/143 от 01.11.2002 г., ордер №113776 от 16.05.2014),
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе мониторинга периодических печатных изданий Костромской области на стр. №4 газеты «Газета моего города» №7 (224) от 21.02.2014 г. размещен текстово-графический модуль следующего содержания «Магазин «АЛЬЯНС» Электробытовая техника, Окт. Революции, 27 с 9.00 до 19.00 т. 8-915-925-1055, Спутниковые антенны «ТРИКОЛОР» телекарты и цифровые ресиверы с антеннами, Внимание! Новые поступления: сотовых телефонов, планшетов, телевизоров, пылесосов, холодильников, газовых плит, мультиварок и др. бытовой техники самых разнх производителей и ценовых категорий. Помимо высокого качества продукции мы предлагаем Вам покупку товаров в кредит (и рассрочку) на выгодных условиях. *РАССРОЧКА ДО 1 ГОДА без первоначального взноса * услуга предоставляется ООО ИКБ «Совкомбанк» Ген.лиц. 2289 от 19.07.2001 г.».
Согласно ст. 3 Закона о рекламе рассматриваемый модуль является рекламой.
Из текста данной рекламы следует, что при покупке товаров в магазине «Альянс» ООО ИКБ «Совкомбанк» предоставляет потребителю  рассрочку без первоначального взноса сроком до 1 года (12 мес.).
Однако.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 06.12.2011) «О банках и банковской деятельности» (далее — ФЗ №395-1) под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ №395-1.
Статья 1 ФЗ №395-1 к банковским операциям относит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора (ст. 30 ФЗ №395-1).
Кредит (от лат. credit - букв.: он верит) - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё (ст. 819 «Кредитный договор» ГК РФ).
Статья 819 «Кредитный договор» ГК РФ не предусматривает взаимоотношений ни банка-кредитора, ни физического лица-заемщика с третьими лицами (например, торговой организацией), что подтверждается решением Верховного Суда от 1 июля 1999 г. №ГКПИ 99-484 и Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 1999 г. №КАС99-199.
Дальнейшие взаимоотношения заемщика по кредитному договору с третьими лицами, не являющимися стороной по кредитному договору (в том числе с организациями торговли), при использовании полученного кредита на цели, определенные в кредитном договоре, не являются предметом кредитного договора.
Рассрочка  же — это способ оплаты товаров и услуг, при котором платеж производится не в разовом порядке, не в полной сумме, а по частям. Такая форма наиболее распространена при продаже розничных товаров в кредит. При рассрочке платежа продавец становится кредитором, а покупатель-заемщиком (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
То есть, кредитная организация не может предоставить рассрочку платежа.

В силу ст. 5 ФЗ №395-1 понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу ст. 13 данного закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям ст. 28 Закона о рекламе.
Пункт 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе устанавливает, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Часть 3 ст. 28 Закона о рекламе устанавливает, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на неё.
Таким образом, иные условия оказания услуги по предоставлению ООО ИКБ «Совкомбанк» кредита (о возможности досрочного погашения кредита, о порядке уплаты суммы кредита и процентов, о размере штрафов),  иные условия, влияющие на сумму расходов, которые могут понести воспользовавшиеся услугой ООО ИКБ «Совкомбанк» лица (сумма кредита, платежи заемщика в пользу третьих лиц, комиссии за открытие, ведение (обслуживание) счетов заемщика, за расчетное и операционное обслуживание и другие) в рекламе не указаны при указании таких условий, как: срок кредита – 1 год, отсутствие первоначального взноса.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Однако,
В рассматриваемом случае в тексте рекламы отсутствуют:
− сведения для однозначного вывода о том, что кредитной организацией предоставляется не рассрочка платежа, а кредит,
− иные условия оказания услуги по предоставлению ООО ИКБ «Совкомбанк» кредита,
− иные условия, влияющие на сумму расходов, которые могут понести воспользовавшиеся услугой ООО ИКБ «Совкомбанк» лица,
что является нарушением требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Также, в рассматриваемом случае в тексте рекламы присутствуют не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара (рассрочка от ООО ИКБ «Совкомбанк»), что является нарушением требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения требований п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Заседания Комиссии по рассмотрению дела №ВД 07-24/1208 состоялись 16.05.2014 г. (в присутствии ИП <…>, его представителя), 23.05.2014 г. (в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом).
 
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
ИП <…> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 08.01.1998 г., ОГРНИП <…>.
24.04.2012 г. между ИП <…> (ТСП) и ООО ИКБ «Совкомбанк» об организации системы реализации товаров и услуг (работ) физическим лицам №44-468-СПО.
Данным договором определяется взаимодействие и обязательства Сторон по организации системы продажи ТСП Товаров с предоставлением Клиентам возможности оформления кредитов в Банке на оплату Товаров (п. 2.1.).
Пункт 1.2. данного договора устанавливает, что Клиент – это физическое лицо, которое в целях приобретения Товара у ТСП за счет Кредита, обращается в Банк с предложением заключить договор о потребительском кредитовании, а также лицо, заключившее такой договор.
Пункт 1.3. данного договора устанавливает, что Кредит – это сумма денежных средств, предоставленных Банком Клиенту в соответствии с Договором о потребительском кредитовании для оплаты Товара.
Пункт 1.5. данного договора устанавливает, что Договор потребительского кредитования – это договор о предоставлении Кредита на покупку Товара, заключенный между Банком и Клиентом по форме, установленной Банком.
Согласно материалам дела, информации ООО ИКБ «Совкомбанк» от 20.05.2014 г. исх. №13330, договор потребительского кредитования заключается путем подписания заявления – оферты; форма заявления-оферты, на основании которой Банком выдается потребительский кредит является типовой.
Это означает, что при одобрении (акцепте) Банком такой заявки на кредит она автоматически становится кредитным договором, что не противоречит ст. 432 ГК РФ, которая говорит, что договор может заключаться посредством оферты — предложения подписать договор одной из сторон (в данном случае потенциальный заемщик) и ее акцепта — принятия предложения другой стороной (в данном случае перечисление банком суммы кредита на текущий счет).
Согласно текста заявления – оферты физическое лицо – Клиент Банка сообщает о том, что:
 ознакомлен с Условиями кредитования, осознает их и понимает, согласен с ними и обязуется неукоснительно соблюдать Условия кредитования, принимая на себя все права и обязанности заемщика, указанные в них;
 гарантирует Банку своевременный возврат кредита, уплату причитающихся процентов за пользование кредитом;
 в случае нарушения срока возврата кредита (части кредита) и срока уплаты начисленных процентов за пользованием кредитом гарантирует уплатить Банку штрафные санкции и возместить другие расходы Банка, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением мною обязательств.
Согласно копии типового кредитного договора, представленного ООО ИКБ «Совкомбанк», установлено, что:
   договор о потребительском кредитовании предусматривает процентную ставку на сумму кредита;
   при нарушении срока возврата кредита (части кредита) заемщиком – Клиентом уплачивается неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по возврату суммы кредита, за каждый календарный день просрочки;
   при нарушении срока уплаты начисленных процентов за пользование кредитом заемщиком – Клиентом уплачивается неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по уплате процентов за каждый календарный день просрочки.
Согласно пункта 4.3.2 дополнительного соглашения №4 от 3110.2013 г. к договору ТСП (ИП <…>) обязан предоставлять скидки Клиентам, приобретающим Товары в соответствии с условиями, указанными в договоре, в зависимости от выбранной Клиентом кредитной схемы.
Из содержания рассматриваемой рекламы, материалов дела видно, что рекламируются условия следующей кредитной схемы:
0х0х12 (аннуитет 15,68%, 12 мес., Сфл – 8%, Н-0%) Д=0%, где:
0 – первоначальный взнос,
0 – переплата от первоначальной стоимости товара/услуги, при предоставлении торгово-сервисным предприятием (ТСП) скидки клиенту (Сфл),
12 – срок кредита – 12 мес.,
15,68% - процентная ставка по кредиту,
Аннуитет – ежемесячное внесение денежных средств в погашение кредита равными платежами,
Сфл –8% - скидка ТСП (ИП <…>) клиенту, % от стоимости товара;
Н – первоначальный взнос,
Д – комиссия ТСП Банку, % от стоимости товара.  

Таким образом:
1. рекламируемую рассрочку потребителю предоставляет кредитная организация ООО ИКБ «Совкомбанк» путем предоставления кредита,
2. потребитель заключает с ООО ИКБ «Совкомбанк» договор о потребительском кредитовании, процентная ставка по которому составляет 15,68% годовых, срок кредита по которому составляет 12 месяцев, сумма кредита при сроке 12 месяцев составляет от 1 000 руб. до 250 000 руб.
3. при нарушении срока возврата кредита (части кредита) предусмотрена неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по возврату суммы кредита, за каждый календарный день просрочки;
4. при нарушении срока уплаты начисленных процентов за пользование кредитом предусмотрена неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по уплате процентов за каждый календарный день просрочки.
При этом используемое в рекламе предложение «Рассрочка» подразумевает не только освобождение потребителя от уплаты процентов, но и освобождение от дополнительных расходов (комиссионные платежи за перечисление денежных средств с банковского счета, комиссия за внесение наличных денежных средств в кассу Банка для зачисления на банковский счет Заемщика – потребителя в целях погашения по выданному кредиту, комиссия за внесение наличных денежных средств через устройство самообслуживания Банка для зачисления на банковский счет Заемщика в целях погашения задолженности по выданному кредиту и др.).

Согласно Указания Центрального Банка Российской Федерации от 13 марта 2008 г. №2008-У «О порядке расчета и доведения до заемщика – физического лица полной стоимости кредита» в расчет полной стоимости кредита включаются:
 платежи заемщика по кредитному договору, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, размеры и сроки уплаты которых известны на момент заключения кредитного договора:
а) по погашению основной суммы долга по кредиту;
б) по уплате процентов по кредиту;
в) сборы (комиссии) за рассмотрение заявки по кредиту (оформление кредитного договора);
г)  комиссии за выдачу кредита;
д) комиссия за открытие, ведение (обслуживание) счетов заемщика (если их открытие и ведение обусловлено заключением кредитного договора);
е) комиссии за расчетное и операционное обслуживание;
ж) комиссии за выпуск и годовое обслуживание кредитных и расчетных (дебетовых) карт (далее – банковских карт);
 платежи заемщика в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие лица (например, страховые компании, нотариальные конторы, нотариусы). К указанным платежам относятся платежи по оценке передаваемого в залог имущества, платежи по страхованию жизни заемщика, ответственности заемщика и другие платежи.

Отношения ИП <…> с потребителями при покупке товара в кредит основаны на предоставлении скидки на товары, которая предусмотрена для компенсации процентов, установленных ООО ИКБ «Совкомбанк» за пользование кредитом, однако данная информация в рекламе отсутствует.

На основании вышеизложенного, рассматриваемая реклама:
1. содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара (рассрочка от ООО ИКБ «Совкомбанк», а не кредит), что является нарушением требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе,
2. размещена без:
 указания иных условий оказания услуги по предоставлению финансовой услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся данной услугой лица (процентная ставка 15,68% годовых, сумма кредита от 1 000 руб. до 250 000 руб.; возможность досрочного погашения, неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по уплате процентов за каждый календарный день просрочки, неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по возврату суммы кредита, за каждый календарный день просрочки), т.к. в рекламе сообщаются такие условия оказания данной услуги, как срок – до 1 года, без первоначального взноса (п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе);
 указания остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на неё (процентная ставка - 15,68% годовых, сумма кредита от 1 000 руб. до 250 000 руб.), т.к. в рекламе указаны срок кредита 12 месяцев (ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе);
 части существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях её приобретения, использовании (сумма кредита от 1 000 руб. до 250 000 руб., процентная ставка по кредитному договору - 15,68% годовых при условии заключения такого договора на срок 12 месяцев; неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по уплате процентов за каждый календарный день просрочки, неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по возврату суммы кредита, за каждый календарный день просрочки; предоставление скидки на товары, которая компенсирует проценты, установленные ООО ИКБ «Совкомбанк» за пользование кредитом), т.к. при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе).

Рассматриваемая реклама, в числе прочего - основного объекта рекламирования – средства индивидуализации ИП <…> – «Магазин «АЛЬЯНС», реализуемого товара привлекает внимание потребителя и к финансовой услуге (кредиту), также являющейся объектом рекламирования, формирует интерес к ней, способствует продвижению данной услуги на рынке, следовательно, является, в том числе, рекламой финансовой услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).
Частью 1 ст. 5 Закона о рекламе установлен запрет на недобросовестную и недостоверную рекламу.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу ч. 7 ст. 5 названного Закона реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных нормативных положений, целью любой рекламы должно быть не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых и существенных сведений об объекте рекламирования в доступной форме для возникновения о нем правильного (достоверного) представления.  Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях приобретения товара и предоставления кредита, имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, приведет к неоправданным ожиданиям покупателя, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.
Реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (рассрочка,  без первоначального взноса, до 1 года), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В связи с вышеизложенным рассматриваемая реклама нарушает требования п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
Часть 6 статьи 38 Закона о рекламе устанавливает, что ответственность за нарушение требований, установленных п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель – ИП <…>
Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе).
В соответствии с частью  4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП <…> текстового содержания «Магазин «АЛЬЯНС» Электробытовая техника, Окт. Революции, 27 с 9.00 до 19.00 т. 8-915-925-1055, Спутниковые антенны «ТРИКОЛОР» телекарты и цифровые ресиверы с антеннами, Внимание! Новые поступления: сотовых телефонов, планшетов, телевизоров, пылесосов, холодильников, газовых плит, мультиварок и др. бытовой техники самых разнх производителей и ценовых категорий. Помимо высокого качества продукции мы предлагаем Вам покупку товаров в кредит (и рассрочку) на выгодных условиях. *РАССРОЧКА ДО 1 ГОДА без первоначального взноса *услуга предоставляется ООО ИКБ «Совкомбанк» Ген.лиц. 2289 от 19.07.2001 г.», размещенную на стр. №4 газеты «Газета моего города» №7 (224) от 21.02.2014 г., поскольку нарушены требования п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии                         О.В. Ревельцев

Члены Комиссии                  Д.Ю. Белов

                    И.Н. Баданова 
 

Файлы для скачивания

Решение
Тип файла: doc
Размер файла: 0.13 МБ
stdClass Object ( [vid] => 7889 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 07-24/1208 от 23 мая 2014 года в отношении Индивидуального предпринимателя [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7889 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404381321 [changed] => 1404381616 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404381616 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ


Дата оглашения решения: 23.05.2014 г.      
Дата изготовления решения: 05.06.2014 г.        г. Кострома


Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Ревельцев О.В., руководитель управления,
члены Комиссии: Белов Д.Ю. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля в сфере закупок, Баданова И.Н. – и.о. начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела №ВД 07-24/1208, возбужденного в отношении Индивидуального предпринимателя <…> (ОГРНИП <…>, <…>) о нарушении требований, установленных п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии (16.05.2014 г.) <…> (паспорт <…>), представителя – <…> (удостоверение адвоката №44/143 от 01.11.2002 г., ордер №113776 от 16.05.2014),
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе мониторинга периодических печатных изданий Костромской области на стр. №4 газеты «Газета моего города» №7 (224) от 21.02.2014 г. размещен текстово-графический модуль следующего содержания «Магазин «АЛЬЯНС» Электробытовая техника, Окт. Революции, 27 с 9.00 до 19.00 т. 8-915-925-1055, Спутниковые антенны «ТРИКОЛОР» телекарты и цифровые ресиверы с антеннами, Внимание! Новые поступления: сотовых телефонов, планшетов, телевизоров, пылесосов, холодильников, газовых плит, мультиварок и др. бытовой техники самых разнх производителей и ценовых категорий. Помимо высокого качества продукции мы предлагаем Вам покупку товаров в кредит (и рассрочку) на выгодных условиях. *РАССРОЧКА ДО 1 ГОДА без первоначального взноса * услуга предоставляется ООО ИКБ «Совкомбанк» Ген.лиц. 2289 от 19.07.2001 г.».
Согласно ст. 3 Закона о рекламе рассматриваемый модуль является рекламой.
Из текста данной рекламы следует, что при покупке товаров в магазине «Альянс» ООО ИКБ «Совкомбанк» предоставляет потребителю  рассрочку без первоначального взноса сроком до 1 года (12 мес.).
Однако.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 06.12.2011) «О банках и банковской деятельности» (далее — ФЗ №395-1) под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ №395-1.
Статья 1 ФЗ №395-1 к банковским операциям относит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора (ст. 30 ФЗ №395-1).
Кредит (от лат. credit - букв.: он верит) - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё (ст. 819 «Кредитный договор» ГК РФ).
Статья 819 «Кредитный договор» ГК РФ не предусматривает взаимоотношений ни банка-кредитора, ни физического лица-заемщика с третьими лицами (например, торговой организацией), что подтверждается решением Верховного Суда от 1 июля 1999 г. №ГКПИ 99-484 и Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 1999 г. №КАС99-199.
Дальнейшие взаимоотношения заемщика по кредитному договору с третьими лицами, не являющимися стороной по кредитному договору (в том числе с организациями торговли), при использовании полученного кредита на цели, определенные в кредитном договоре, не являются предметом кредитного договора.
Рассрочка  же — это способ оплаты товаров и услуг, при котором платеж производится не в разовом порядке, не в полной сумме, а по частям. Такая форма наиболее распространена при продаже розничных товаров в кредит. При рассрочке платежа продавец становится кредитором, а покупатель-заемщиком (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
То есть, кредитная организация не может предоставить рассрочку платежа.

В силу ст. 5 ФЗ №395-1 понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу ст. 13 данного закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям ст. 28 Закона о рекламе.
Пункт 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе устанавливает, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Часть 3 ст. 28 Закона о рекламе устанавливает, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на неё.
Таким образом, иные условия оказания услуги по предоставлению ООО ИКБ «Совкомбанк» кредита (о возможности досрочного погашения кредита, о порядке уплаты суммы кредита и процентов, о размере штрафов),  иные условия, влияющие на сумму расходов, которые могут понести воспользовавшиеся услугой ООО ИКБ «Совкомбанк» лица (сумма кредита, платежи заемщика в пользу третьих лиц, комиссии за открытие, ведение (обслуживание) счетов заемщика, за расчетное и операционное обслуживание и другие) в рекламе не указаны при указании таких условий, как: срок кредита – 1 год, отсутствие первоначального взноса.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Однако,
В рассматриваемом случае в тексте рекламы отсутствуют:
− сведения для однозначного вывода о том, что кредитной организацией предоставляется не рассрочка платежа, а кредит,
− иные условия оказания услуги по предоставлению ООО ИКБ «Совкомбанк» кредита,
− иные условия, влияющие на сумму расходов, которые могут понести воспользовавшиеся услугой ООО ИКБ «Совкомбанк» лица,
что является нарушением требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Также, в рассматриваемом случае в тексте рекламы присутствуют не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара (рассрочка от ООО ИКБ «Совкомбанк»), что является нарушением требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения требований п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Заседания Комиссии по рассмотрению дела №ВД 07-24/1208 состоялись 16.05.2014 г. (в присутствии ИП <…>, его представителя), 23.05.2014 г. (в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом).
 
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
ИП <…> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 08.01.1998 г., ОГРНИП <…>.
24.04.2012 г. между ИП <…> (ТСП) и ООО ИКБ «Совкомбанк» об организации системы реализации товаров и услуг (работ) физическим лицам №44-468-СПО.
Данным договором определяется взаимодействие и обязательства Сторон по организации системы продажи ТСП Товаров с предоставлением Клиентам возможности оформления кредитов в Банке на оплату Товаров (п. 2.1.).
Пункт 1.2. данного договора устанавливает, что Клиент – это физическое лицо, которое в целях приобретения Товара у ТСП за счет Кредита, обращается в Банк с предложением заключить договор о потребительском кредитовании, а также лицо, заключившее такой договор.
Пункт 1.3. данного договора устанавливает, что Кредит – это сумма денежных средств, предоставленных Банком Клиенту в соответствии с Договором о потребительском кредитовании для оплаты Товара.
Пункт 1.5. данного договора устанавливает, что Договор потребительского кредитования – это договор о предоставлении Кредита на покупку Товара, заключенный между Банком и Клиентом по форме, установленной Банком.
Согласно материалам дела, информации ООО ИКБ «Совкомбанк» от 20.05.2014 г. исх. №13330, договор потребительского кредитования заключается путем подписания заявления – оферты; форма заявления-оферты, на основании которой Банком выдается потребительский кредит является типовой.
Это означает, что при одобрении (акцепте) Банком такой заявки на кредит она автоматически становится кредитным договором, что не противоречит ст. 432 ГК РФ, которая говорит, что договор может заключаться посредством оферты — предложения подписать договор одной из сторон (в данном случае потенциальный заемщик) и ее акцепта — принятия предложения другой стороной (в данном случае перечисление банком суммы кредита на текущий счет).
Согласно текста заявления – оферты физическое лицо – Клиент Банка сообщает о том, что:
 ознакомлен с Условиями кредитования, осознает их и понимает, согласен с ними и обязуется неукоснительно соблюдать Условия кредитования, принимая на себя все права и обязанности заемщика, указанные в них;
 гарантирует Банку своевременный возврат кредита, уплату причитающихся процентов за пользование кредитом;
 в случае нарушения срока возврата кредита (части кредита) и срока уплаты начисленных процентов за пользованием кредитом гарантирует уплатить Банку штрафные санкции и возместить другие расходы Банка, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением мною обязательств.
Согласно копии типового кредитного договора, представленного ООО ИКБ «Совкомбанк», установлено, что:
   договор о потребительском кредитовании предусматривает процентную ставку на сумму кредита;
   при нарушении срока возврата кредита (части кредита) заемщиком – Клиентом уплачивается неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по возврату суммы кредита, за каждый календарный день просрочки;
   при нарушении срока уплаты начисленных процентов за пользование кредитом заемщиком – Клиентом уплачивается неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по уплате процентов за каждый календарный день просрочки.
Согласно пункта 4.3.2 дополнительного соглашения №4 от 3110.2013 г. к договору ТСП (ИП <…>) обязан предоставлять скидки Клиентам, приобретающим Товары в соответствии с условиями, указанными в договоре, в зависимости от выбранной Клиентом кредитной схемы.
Из содержания рассматриваемой рекламы, материалов дела видно, что рекламируются условия следующей кредитной схемы:
0х0х12 (аннуитет 15,68%, 12 мес., Сфл – 8%, Н-0%) Д=0%, где:
0 – первоначальный взнос,
0 – переплата от первоначальной стоимости товара/услуги, при предоставлении торгово-сервисным предприятием (ТСП) скидки клиенту (Сфл),
12 – срок кредита – 12 мес.,
15,68% - процентная ставка по кредиту,
Аннуитет – ежемесячное внесение денежных средств в погашение кредита равными платежами,
Сфл –8% - скидка ТСП (ИП <…>) клиенту, % от стоимости товара;
Н – первоначальный взнос,
Д – комиссия ТСП Банку, % от стоимости товара.  

Таким образом:
1. рекламируемую рассрочку потребителю предоставляет кредитная организация ООО ИКБ «Совкомбанк» путем предоставления кредита,
2. потребитель заключает с ООО ИКБ «Совкомбанк» договор о потребительском кредитовании, процентная ставка по которому составляет 15,68% годовых, срок кредита по которому составляет 12 месяцев, сумма кредита при сроке 12 месяцев составляет от 1 000 руб. до 250 000 руб.
3. при нарушении срока возврата кредита (части кредита) предусмотрена неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по возврату суммы кредита, за каждый календарный день просрочки;
4. при нарушении срока уплаты начисленных процентов за пользование кредитом предусмотрена неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по уплате процентов за каждый календарный день просрочки.
При этом используемое в рекламе предложение «Рассрочка» подразумевает не только освобождение потребителя от уплаты процентов, но и освобождение от дополнительных расходов (комиссионные платежи за перечисление денежных средств с банковского счета, комиссия за внесение наличных денежных средств в кассу Банка для зачисления на банковский счет Заемщика – потребителя в целях погашения по выданному кредиту, комиссия за внесение наличных денежных средств через устройство самообслуживания Банка для зачисления на банковский счет Заемщика в целях погашения задолженности по выданному кредиту и др.).

Согласно Указания Центрального Банка Российской Федерации от 13 марта 2008 г. №2008-У «О порядке расчета и доведения до заемщика – физического лица полной стоимости кредита» в расчет полной стоимости кредита включаются:
 платежи заемщика по кредитному договору, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, размеры и сроки уплаты которых известны на момент заключения кредитного договора:
а) по погашению основной суммы долга по кредиту;
б) по уплате процентов по кредиту;
в) сборы (комиссии) за рассмотрение заявки по кредиту (оформление кредитного договора);
г)  комиссии за выдачу кредита;
д) комиссия за открытие, ведение (обслуживание) счетов заемщика (если их открытие и ведение обусловлено заключением кредитного договора);
е) комиссии за расчетное и операционное обслуживание;
ж) комиссии за выпуск и годовое обслуживание кредитных и расчетных (дебетовых) карт (далее – банковских карт);
 платежи заемщика в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие лица (например, страховые компании, нотариальные конторы, нотариусы). К указанным платежам относятся платежи по оценке передаваемого в залог имущества, платежи по страхованию жизни заемщика, ответственности заемщика и другие платежи.

Отношения ИП <…> с потребителями при покупке товара в кредит основаны на предоставлении скидки на товары, которая предусмотрена для компенсации процентов, установленных ООО ИКБ «Совкомбанк» за пользование кредитом, однако данная информация в рекламе отсутствует.

На основании вышеизложенного, рассматриваемая реклама:
1. содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара (рассрочка от ООО ИКБ «Совкомбанк», а не кредит), что является нарушением требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе,
2. размещена без:
 указания иных условий оказания услуги по предоставлению финансовой услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся данной услугой лица (процентная ставка 15,68% годовых, сумма кредита от 1 000 руб. до 250 000 руб.; возможность досрочного погашения, неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по уплате процентов за каждый календарный день просрочки, неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по возврату суммы кредита, за каждый календарный день просрочки), т.к. в рекламе сообщаются такие условия оказания данной услуги, как срок – до 1 года, без первоначального взноса (п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе);
 указания остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на неё (процентная ставка - 15,68% годовых, сумма кредита от 1 000 руб. до 250 000 руб.), т.к. в рекламе указаны срок кредита 12 месяцев (ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе);
 части существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях её приобретения, использовании (сумма кредита от 1 000 руб. до 250 000 руб., процентная ставка по кредитному договору - 15,68% годовых при условии заключения такого договора на срок 12 месяцев; неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по уплате процентов за каждый календарный день просрочки, неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по возврату суммы кредита, за каждый календарный день просрочки; предоставление скидки на товары, которая компенсирует проценты, установленные ООО ИКБ «Совкомбанк» за пользование кредитом), т.к. при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе).

Рассматриваемая реклама, в числе прочего - основного объекта рекламирования – средства индивидуализации ИП <…> – «Магазин «АЛЬЯНС», реализуемого товара привлекает внимание потребителя и к финансовой услуге (кредиту), также являющейся объектом рекламирования, формирует интерес к ней, способствует продвижению данной услуги на рынке, следовательно, является, в том числе, рекламой финансовой услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).
Частью 1 ст. 5 Закона о рекламе установлен запрет на недобросовестную и недостоверную рекламу.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу ч. 7 ст. 5 названного Закона реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных нормативных положений, целью любой рекламы должно быть не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых и существенных сведений об объекте рекламирования в доступной форме для возникновения о нем правильного (достоверного) представления.  Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях приобретения товара и предоставления кредита, имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, приведет к неоправданным ожиданиям покупателя, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.
Реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (рассрочка,  без первоначального взноса, до 1 года), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В связи с вышеизложенным рассматриваемая реклама нарушает требования п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
Часть 6 статьи 38 Закона о рекламе устанавливает, что ответственность за нарушение требований, установленных п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель – ИП <…>
Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе).
В соответствии с частью  4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП <…> текстового содержания «Магазин «АЛЬЯНС» Электробытовая техника, Окт. Революции, 27 с 9.00 до 19.00 т. 8-915-925-1055, Спутниковые антенны «ТРИКОЛОР» телекарты и цифровые ресиверы с антеннами, Внимание! Новые поступления: сотовых телефонов, планшетов, телевизоров, пылесосов, холодильников, газовых плит, мультиварок и др. бытовой техники самых разнх производителей и ценовых категорий. Помимо высокого качества продукции мы предлагаем Вам покупку товаров в кредит (и рассрочку) на выгодных условиях. *РАССРОЧКА ДО 1 ГОДА без первоначального взноса *услуга предоставляется ООО ИКБ «Совкомбанк» Ген.лиц. 2289 от 19.07.2001 г.», размещенную на стр. №4 газеты «Газета моего города» №7 (224) от 21.02.2014 г., поскольку нарушены требования п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии                         О.В. Ревельцев

Члены Комиссии                  Д.Ю. Белов

                    И.Н. Баданова 
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 23.05.2014 г.      
Дата изготовления решения: 05.06.2014 г.        г. Кострома

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Ревельцев О.В., руководитель управления,
члены Комиссии: Белов Д.Ю. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля в сфере закупок, Баданова И.Н. – и.о. начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела №ВД 07-24/1208, возбужденного в отношении Индивидуального предпринимателя <…> (ОГРНИП <…>, <…>) о нарушении требований, установленных п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии (16.05.2014 г.) <…> (паспорт <…>), представителя – <…> (удостоверение адвоката №44/143 от 01.11.2002 г., ордер №113776 от 16.05.2014),
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе мониторинга периодических печатных изданий Костромской области на стр. №4 газеты «Газета моего города» №7 (224) от 21.02.2014 г. размещен текстово-графический модуль следующего содержания «Магазин «АЛЬЯНС» Электробытовая техника, Окт. Революции, 27 с 9.00 до 19.00 т. 8-915-925-1055, Спутниковые антенны «ТРИКОЛОР» телекарты и цифровые ресиверы с антеннами, Внимание! Новые поступления: сотовых телефонов, планшетов, телевизоров, пылесосов, холодильников, газовых плит, мультиварок и др. бытовой техники самых разнх производителей и ценовых категорий. Помимо высокого качества продукции мы предлагаем Вам покупку товаров в кредит (и рассрочку) на выгодных условиях. *РАССРОЧКА ДО 1 ГОДА без первоначального взноса * услуга предоставляется ООО ИКБ «Совкомбанк» Ген.лиц. 2289 от 19.07.2001 г.».
Согласно ст. 3 Закона о рекламе рассматриваемый модуль является рекламой.
Из текста данной рекламы следует, что при покупке товаров в магазине «Альянс» ООО ИКБ «Совкомбанк» предоставляет потребителю  рассрочку без первоначального взноса сроком до 1 года (12 мес.).
Однако.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 06.12.2011) «О банках и банковской деятельности» (далее — ФЗ №395-1) под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ №395-1.
Статья 1 ФЗ №395-1 к банковским операциям относит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора (ст. 30 ФЗ №395-1).
Кредит (от лат. credit - букв.: он верит) - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё (ст. 819 «Кредитный договор» ГК РФ).
Статья 819 «Кредитный договор» ГК РФ не предусматривает взаимоотношений ни банка-кредитора, ни физического лица-заемщика с третьими лицами (например, торговой организацией), что подтверждается решением Верховного Суда от 1 июля 1999 г. №ГКПИ 99-484 и Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 1999 г. №КАС99-199.
Дальнейшие взаимоотношения заемщика по кредитному договору с третьими лицами, не являющимися стороной по кредитному договору (в том числе с организациями торговли), при использовании полученного кредита на цели, определенные в кредитном договоре, не являются предметом кредитного договора.
Рассрочка  же — это способ оплаты товаров и услуг, при котором платеж производится не в разовом порядке, не в полной сумме, а по частям. Такая форма наиболее распространена при продаже розничных товаров в кредит. При рассрочке платежа продавец становится кредитором, а покупатель-заемщиком (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
То есть, кредитная организация не может предоставить рассрочку платежа.

В силу ст. 5 ФЗ №395-1 понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу ст. 13 данного закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям ст. 28 Закона о рекламе.
Пункт 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе устанавливает, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Часть 3 ст. 28 Закона о рекламе устанавливает, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на неё.
Таким образом, иные условия оказания услуги по предоставлению ООО ИКБ «Совкомбанк» кредита (о возможности досрочного погашения кредита, о порядке уплаты суммы кредита и процентов, о размере штрафов),  иные условия, влияющие на сумму расходов, которые могут понести воспользовавшиеся услугой ООО ИКБ «Совкомбанк» лица (сумма кредита, платежи заемщика в пользу третьих лиц, комиссии за открытие, ведение (обслуживание) счетов заемщика, за расчетное и операционное обслуживание и другие) в рекламе не указаны при указании таких условий, как: срок кредита – 1 год, отсутствие первоначального взноса.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Однако,
В рассматриваемом случае в тексте рекламы отсутствуют:
− сведения для однозначного вывода о том, что кредитной организацией предоставляется не рассрочка платежа, а кредит,
− иные условия оказания услуги по предоставлению ООО ИКБ «Совкомбанк» кредита,
− иные условия, влияющие на сумму расходов, которые могут понести воспользовавшиеся услугой ООО ИКБ «Совкомбанк» лица,
что является нарушением требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Также, в рассматриваемом случае в тексте рекламы присутствуют не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара (рассрочка от ООО ИКБ «Совкомбанк»), что является нарушением требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения требований п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Заседания Комиссии по рассмотрению дела №ВД 07-24/1208 состоялись 16.05.2014 г. (в присутствии ИП <…>, его представителя), 23.05.2014 г. (в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом).
 
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
ИП <…> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 08.01.1998 г., ОГРНИП <…>.
24.04.2012 г. между ИП <…> (ТСП) и ООО ИКБ «Совкомбанк» об организации системы реализации товаров и услуг (работ) физическим лицам №44-468-СПО.
Данным договором определяется взаимодействие и обязательства Сторон по организации системы продажи ТСП Товаров с предоставлением Клиентам возможности оформления кредитов в Банке на оплату Товаров (п. 2.1.).
Пункт 1.2. данного договора устанавливает, что Клиент – это физическое лицо, которое в целях приобретения Товара у ТСП за счет Кредита, обращается в Банк с предложением заключить договор о потребительском кредитовании, а также лицо, заключившее такой договор.
Пункт 1.3. данного договора устанавливает, что Кредит – это сумма денежных средств, предоставленных Банком Клиенту в соответствии с Договором о потребительском кредитовании для оплаты Товара.
Пункт 1.5. данного договора устанавливает, что Договор потребительского кредитования – это договор о предоставлении Кредита на покупку Товара, заключенный между Банком и Клиентом по форме, установленной Банком.
Согласно материалам дела, информации ООО ИКБ «Совкомбанк» от 20.05.2014 г. исх. №13330, договор потребительского кредитования заключается путем подписания заявления – оферты; форма заявления-оферты, на основании которой Банком выдается потребительский кредит является типовой.
Это означает, что при одобрении (акцепте) Банком такой заявки на кредит она автоматически становится кредитным договором, что не противоречит ст. 432 ГК РФ, которая говорит, что договор может заключаться посредством оферты — предложения подписать договор одной из сторон (в данном случае потенциальный заемщик) и ее акцепта — принятия предложения другой стороной (в данном случае перечисление банком суммы кредита на текущий счет).
Согласно текста заявления – оферты физическое лицо – Клиент Банка сообщает о том, что:
 ознакомлен с Условиями кредитования, осознает их и понимает, согласен с ними и обязуется неукоснительно соблюдать Условия кредитования, принимая на себя все права и обязанности заемщика, указанные в них;
 гарантирует Банку своевременный возврат кредита, уплату причитающихся процентов за пользование кредитом;
 в случае нарушения срока возврата кредита (части кредита) и срока уплаты начисленных процентов за пользованием кредитом гарантирует уплатить Банку штрафные санкции и возместить другие расходы Банка, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением мною обязательств.
Согласно копии типового кредитного договора, представленного ООО ИКБ «Совкомбанк», установлено, что:
   договор о потребительском кредитовании предусматривает процентную ставку на сумму кредита;
   при нарушении срока возврата кредита (части кредита) заемщиком – Клиентом уплачивается неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по возврату суммы кредита, за каждый календарный день просрочки;
   при нарушении срока уплаты начисленных процентов за пользование кредитом заемщиком – Клиентом уплачивается неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по уплате процентов за каждый календарный день просрочки.
Согласно пункта 4.3.2 дополнительного соглашения №4 от 3110.2013 г. к договору ТСП (ИП <…>) обязан предоставлять скидки Клиентам, приобретающим Товары в соответствии с условиями, указанными в договоре, в зависимости от выбранной Клиентом кредитной схемы.
Из содержания рассматриваемой рекламы, материалов дела видно, что рекламируются условия следующей кредитной схемы:
0х0х12 (аннуитет 15,68%, 12 мес., Сфл – 8%, Н-0%) Д=0%, где:
0 – первоначальный взнос,
0 – переплата от первоначальной стоимости товара/услуги, при предоставлении торгово-сервисным предприятием (ТСП) скидки клиенту (Сфл),
12 – срок кредита – 12 мес.,
15,68% - процентная ставка по кредиту,
Аннуитет – ежемесячное внесение денежных средств в погашение кредита равными платежами,
Сфл –8% - скидка ТСП (ИП <…>) клиенту, % от стоимости товара;
Н – первоначальный взнос,
Д – комиссия ТСП Банку, % от стоимости товара.  

Таким образом:
1. рекламируемую рассрочку потребителю предоставляет кредитная организация ООО ИКБ «Совкомбанк» путем предоставления кредита,
2. потребитель заключает с ООО ИКБ «Совкомбанк» договор о потребительском кредитовании, процентная ставка по которому составляет 15,68% годовых, срок кредита по которому составляет 12 месяцев, сумма кредита при сроке 12 месяцев составляет от 1 000 руб. до 250 000 руб.
3. при нарушении срока возврата кредита (части кредита) предусмотрена неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по возврату суммы кредита, за каждый календарный день просрочки;
4. при нарушении срока уплаты начисленных процентов за пользование кредитом предусмотрена неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по уплате процентов за каждый календарный день просрочки.
При этом используемое в рекламе предложение «Рассрочка» подразумевает не только освобождение потребителя от уплаты процентов, но и освобождение от дополнительных расходов (комиссионные платежи за перечисление денежных средств с банковского счета, комиссия за внесение наличных денежных средств в кассу Банка для зачисления на банковский счет Заемщика – потребителя в целях погашения по выданному кредиту, комиссия за внесение наличных денежных средств через устройство самообслуживания Банка для зачисления на банковский счет Заемщика в целях погашения задолженности по выданному кредиту и др.).

Согласно Указания Центрального Банка Российской Федерации от 13 марта 2008 г. №2008-У «О порядке расчета и доведения до заемщика – физического лица полной стоимости кредита» в расчет полной стоимости кредита включаются:
 платежи заемщика по кредитному договору, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, размеры и сроки уплаты которых известны на момент заключения кредитного договора:
а) по погашению основной суммы долга по кредиту;
б) по уплате процентов по кредиту;
в) сборы (комиссии) за рассмотрение заявки по кредиту (оформление кредитного договора);
г)  комиссии за выдачу кредита;
д) комиссия за открытие, ведение (обслуживание) счетов заемщика (если их открытие и ведение обусловлено заключением кредитного договора);
е) комиссии за расчетное и операционное обслуживание;
ж) комиссии за выпуск и годовое обслуживание кредитных и расчетных (дебетовых) карт (далее – банковских карт);
 платежи заемщика в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие лица (например, страховые компании, нотариальные конторы, нотариусы). К указанным платежам относятся платежи по оценке передаваемого в залог имущества, платежи по страхованию жизни заемщика, ответственности заемщика и другие платежи.

Отношения ИП <…> с потребителями при покупке товара в кредит основаны на предоставлении скидки на товары, которая предусмотрена для компенсации процентов, установленных ООО ИКБ «Совкомбанк» за пользование кредитом, однако данная информация в рекламе отсутствует.

На основании вышеизложенного, рассматриваемая реклама:
1. содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара (рассрочка от ООО ИКБ «Совкомбанк», а не кредит), что является нарушением требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе,
2. размещена без:
 указания иных условий оказания услуги по предоставлению финансовой услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся данной услугой лица (процентная ставка 15,68% годовых, сумма кредита от 1 000 руб. до 250 000 руб.; возможность досрочного погашения, неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по уплате процентов за каждый календарный день просрочки, неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по возврату суммы кредита, за каждый календарный день просрочки), т.к. в рекламе сообщаются такие условия оказания данной услуги, как срок – до 1 года, без первоначального взноса (п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе);
 указания остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на неё (процентная ставка - 15,68% годовых, сумма кредита от 1 000 руб. до 250 000 руб.), т.к. в рекламе указаны срок кредита 12 месяцев (ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе);
 части существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях её приобретения, использовании (сумма кредита от 1 000 руб. до 250 000 руб., процентная ставка по кредитному договору - 15,68% годовых при условии заключения такого договора на срок 12 месяцев; неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по уплате процентов за каждый календарный день просрочки, неустойка в виде пени в размере 120% годовых от суммы просроченного платежа по исполнению обязательств по возврату суммы кредита, за каждый календарный день просрочки; предоставление скидки на товары, которая компенсирует проценты, установленные ООО ИКБ «Совкомбанк» за пользование кредитом), т.к. при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе).

Рассматриваемая реклама, в числе прочего - основного объекта рекламирования – средства индивидуализации ИП <…> – «Магазин «АЛЬЯНС», реализуемого товара привлекает внимание потребителя и к финансовой услуге (кредиту), также являющейся объектом рекламирования, формирует интерес к ней, способствует продвижению данной услуги на рынке, следовательно, является, в том числе, рекламой финансовой услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).
Частью 1 ст. 5 Закона о рекламе установлен запрет на недобросовестную и недостоверную рекламу.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу ч. 7 ст. 5 названного Закона реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных нормативных положений, целью любой рекламы должно быть не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых и существенных сведений об объекте рекламирования в доступной форме для возникновения о нем правильного (достоверного) представления.  Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях приобретения товара и предоставления кредита, имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, приведет к неоправданным ожиданиям покупателя, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.
Реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (рассрочка,  без первоначального взноса, до 1 года), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В связи с вышеизложенным рассматриваемая реклама нарушает требования п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
Часть 6 статьи 38 Закона о рекламе устанавливает, что ответственность за нарушение требований, установленных п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель – ИП <…>
Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе).
В соответствии с частью  4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП <…> текстового содержания «Магазин «АЛЬЯНС» Электробытовая техника, Окт. Революции, 27 с 9.00 до 19.00 т. 8-915-925-1055, Спутниковые антенны «ТРИКОЛОР» телекарты и цифровые ресиверы с антеннами, Внимание! Новые поступления: сотовых телефонов, планшетов, телевизоров, пылесосов, холодильников, газовых плит, мультиварок и др. бытовой техники самых разнх производителей и ценовых категорий. Помимо высокого качества продукции мы предлагаем Вам покупку товаров в кредит (и рассрочку) на выгодных условиях. *РАССРОЧКА ДО 1 ГОДА без первоначального взноса *услуга предоставляется ООО ИКБ «Совкомбанк» Ген.лиц. 2289 от 19.07.2001 г.», размещенную на стр. №4 газеты «Газета моего города» №7 (224) от 21.02.2014 г., поскольку нарушены требования п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                         О.В. Ревельцев

Члены Комиссии                  Д.Ю. Белов

                    И.Н. Баданова 
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 07-24/1208 [format] => [safe_value] => 07-24/1208 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 846 [uid] => 5 [filename] => reshenie_po_delu_no_07-24-1208.doc [uri] => public://solution/2014/07/03/reshenie_po_delu_no_07-24-1208.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 133632 [status] => 1 [timestamp] => 1404381321 [origname] => reshenie_po_delu_no_07-24-1208.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => Решение ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-27 09:52:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-23 09:52:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404381321 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Костромское УФАС России )